Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПРОБЛЕМА ДОМИНИРОВАНИЯ В СЕМЬЕ (ГЛАВЕНСТВО РОЛЕЙ) Выполнила: Медведева Жанна Владимировна студентка факультета психологии V года обучения Научный руководитель: кандидат психологических наук Елизаров А.Н. Москва 2002 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 2 Глава 1. Обзор литературы по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи 7 1.1. Динамика ролевой структуры семьи в истории 7 1.2. Понятие семейной роли в отечественной и зарубежной психологии 11 1.3. Типы семей по способу распределения ролей 16 1.4. Мотивы признания мужского/женского главенства 22 Глава 2. Особенности православной семьи 27 2.1. Наука и религия 27 2.2. Эпистемология православия 29 2.3. Психологические особенности православной семьи 33 2.4. Выводы 35 Глава 3. Эмпирическое исследование характера главенства и распределения ролей в ВПС и НПС 37 3.1. Программа исследования 37 3.2. Результаты исследования 47 3.3. Анализ результатов методами математической статистики 51 3.4. Обсуждение результатов 58 3.5. Выводы 60 3.6. Рекомендации по результатам исследования для психологического консультирования членов ВПС и НПС 62 Заключение 64 Библиография 65 Введение. Актуальность. В работах отечественных и зарубежных исследователей накоплен большой опыт изучения семьи и такой её особенности как ролевая и поло-ролевая структура. Большинство авторов (Антонюк Е.В., Суслова Т.Р., Лекторская Е.В., Алешина Ю.Е., Голод С.И., Най Р.И., Роллингз Е.М., Хаас Л. и др.) сходятся во мнении, что наблюдается активный процесс эгалитаризации семейных отношений. Другие же авторы (Москвичева Н.Л., Белинская Е.И., Куликова Е.П. и пр.) свидетельствуют о сегодняшней популярности, хотя и чуть меньшей, традиционной модели семьи. Нельзя не связать подобные тенденции с тем, что социально-экономический и политический кризис в России вызвал во второй половине 80-х и 90-х годах ХХ века всплеск религиозной активности. По данным социологических исследований более половины называют сегодня себя верующими православными и меньше трети из них живут церковной жизнью /Дубова Е.Т., 2000, с.29-31/. Такое значительное количество людей обращаются к вере потому, что религия дает человеку выверенные многовековым опытом ценностные и нравственные ориентиры прежде, чем он сам предпочтет их, убедившись "на своих ошибках", что они истинны, - считает Т.И.Дымнова /1996, с.100/. Хотя В.Вершинин /2001, с.30/ считает, что усвоение таких ориентаций в детстве лишает личность права выбора между различными религиозными течениями, религией и атеизмом. Хорошо это или плохо - это другой вопрос. В любом случае, сложно спорить с тем, что религиозная вера представляет феномен субъективного мира, психики и сознания человека, а значит, влияет на особенности его семьи. Например, наряду с демографической катастрофой "...(когда двое супругов в лучшем случае воспроизводят одного ребенка, а число незамужних женщин достигает 20% населения), в воцерковленных Русских семьях мы видим по три, по четыре и более детей" /Михайлов Ю.П., 2000, с.62/ Уже этот факт породил возрастание интереса к особенностям православной семьи. Так, Ю.В.Тищенко и Е.В.Перевозникова исследовали самосознание детей и подростков из православных семей. Однако мы вынуждены констатировать, что взаимоотношения супругов почти не изучались в психологии с точки зрения дифференциации брачных партнеров на представителей атеистической и православной ориентации, на считающих себя верующими и воцерковленных. ............ |