Часть полного текста документа:Проблема функционирования эстетической культуры в изменяющемся мире Файзуллин А.Ф. Происходящие в современном мире сложные и противоречивые процессы обновления актуализируют проблему исследования внутренних, духовных детерминант цивилизации в границах теории неравновесных систем, т.е. таких смыслообразующих нитей культуры (в том числе различных разновидностей последней, включая и эстетическую), которые заставляют социум продвигаться в том или ином направлении. Сравнивая традиционные культурные формы с современной культурой, можно отметить, что она постепенно освобождается от исконных смыслов; прослеживается также деструктурированность ее основных, созидающих духовный и социальный мир форм; наблюдается расплывчатость пространственно-временной соотнесенности и неустойчивость нравственных координат. Современное сознание, в котором доминируют такие принципы, как субъективизм, антропоцентризм, интеллектуализм (теоретизм), эстетизм и телесность, пытается обрести опору в нетрадиционных формах религии, приближающихся к эклектичному набору восточных и западных вариантов тантризма, йоги, теософии, "космической" антропософии. В этих культурных формах сознание получает простор для духовных поисков, но в то же время оказывается вовлеченным в тот духовный потоп, который, с одной стороны, открывает современному человеку более широкий диапазон возможностей для психологического развертывания вышеобозначенных нами принципов, а с другой стороны, порождает новую социальную мифологию, о которой хочется сказать особо. Определение мифа как формы сознания является недостаточным. Уже XIX и весь XX век показали, что миф - это не только форма сознания, но и форма бытия: пусть, правда, иллюзорного, но бытия. Миф есть абсолютное тождество бытия и мышления, материи и сознания (на данную черту мифа указывали такие мыслители, как В.И.Шеллинг и А.Ф.Лосев). Отсюда неизбежно следует тот вывод, что укорененность мифа в бытии культуры неизбежно приводит к возникновению мифологического человека, который, говоря словами М.Вебера, существуя в "расколдованном" мире, совершенно не отличает своего представления от бытия. Внутренние потребности массового сознания в создании величественного образа окружающего мира и вера людей во всемогущество науки становятся превращенными формами социальной мифологии, которая в отличие от классических образцов не представляет собой структурной целостности. Эстетическая культура также оказывается погруженной в миф, поскольку отдаляется от космогонической и антропогонической концепций. Она самозамыкается. Новые художественные формы, отличающиеся нетрансцендентностью и дегуманизацией, отсутствием человеческого измерения, определяют главную закономерность развития модернизма - вырождение искусства в прием, который последовательно низводит его к утилитаризму и гедонизму, к массовой культуре. Следует подчеркнуть тот существенно важный для настоящего исследования момент, что необходимым условием функционирования любой культуры (не только эстетической) является ее способность к трансцендированию, ее совершенная незанятость самою собой. Мы ведь часто в жизни видим, что чем выше стоит в культурном отношении существо, тем в большей мере оно трансцендирует за пределы самого себя, а чем существо ограниченнее, тем менее оно отходит от себя и приходит к другому. ............ |