Часть полного текста документа: Проблема истины СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Метафизика и логика Аристотеля по проблемеистины Глава 2. Гносеология Канта и его подход к проблеме истины Глава 3. Нравственное решение проблемы истины у Вл.Соловьева Заключение Литература _ВВЕДЕНИЕ .. Целью данной работы является исследования одной из ос- новополагающих проблем в философии, отраженной в творчест- ве практически любого философа. Проблема истинности зна- ния, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира. В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов Аристотеля и Канта как наиболее ярких представителей древ- негреческой и немецкой классической школы. И затем приво- дятся выдержки из работ Вл.Соловьева и производится срав- нительный анализ. Так или иначе, мир познается человеком и трансформируется в зависимости от глубины и качества полу- чаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующим на- шим выводам из весьма ограниченного опыта? Попытаемся взглянуть на человека и человечество с позиции возможности передачи знания друг другу, возможности человека исследо- вать явление и делать выводы. Под возможностью передавать знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных действий, выражающих определенные мысли передающим, ин- терпретация этих элементарных действий принимающим, и соз- данием у себя достаточно близких мыслей и образов с пере- дающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь в "человеческих" действиях, в понятиях "придуманных" чело- веком (ограниченых чувствами). Интерпретация индивидуаль- ных мыслей на "общечеловеческом" языке (устная речь, пись- менная и так далее) приводит к потере и неточности ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, человеку необходимо постоянное совер- шенствование, расширение и уточнение общественных терминов - 4 - (имеется в виду не только научные термины, но и искусс- тво). Итак, изначально человеком может исследоватся окру- жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че- ловеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях. Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас- ширение, углубление и уточнение терминов и понятий, ис- пользуемых человеком. Сам процесс умственной деятельности познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научного исследования и систематизации вопросов возникновентя новых понятий, ис- пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению ново- го. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мыш- ления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий мир. - 5 - Глава 1. ............ |