ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РФ
*********
Кафедра психологии
Дипломная работа по психологии
***********
студент 5 курса ***
Проблема манипуляции в педагогической деятельности Научный руководитель: доцент ********
Допущен к защите.
Зав. кафедрой психологии
«_____» мая 2005 г., протокол № __
Защищена
«_____» июня 2005 г.
Оценка ___________________
Глазов, 2005 г.
Содержание.
Введение………...…………………………………….……………………..3
Глава 1. Теоретическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.
§1. Понятие «манипуляция»……………………………………..………..6
§2. Виды манипуляции………………………………………………..…..11
§3. Манипулятивные технологии………………………………..….15
3.1 Целенаправленное преобразование информации………..………...……..…17
3.2 Сокрытие воздействия………………………………………………..…..…..22
3.3 Мишени воздействия……………………………………………….…..……23
3.4 Роботизация………………………………………………………………...…24
3.5 Выбор мишеней воздействия………………………………………….…….28
3.6 Установление контакта………………………………………………………..30
3.7 Межличностное пространство………………………………………………..34
3.8 Инициатива……………………………………………………………………36
3.9 Динамика……………………………………………………………………...39
Глава 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.
§1. Организация и методики исследования……………………………44
§2. Результаты исследования и их анализ………………..……………46
Заключение…………………………………………………………………54 Список литературы……………………………………………………..57
Введение
Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляторов — легион. В каждом из нас живет манипулятор, который бесконечно применяет всяческие фальшивые трюки с тем, чтобы добиться для себя того или иного блага. Конечно, не всякое манипулирование — это зло. Кое-какие манипулятивные шаги необходимы человеку в его борьбе за существование. Но большая часть наших манипуляций очень пагубно сказывается как на жизни самих манипуляторов, так и на жизни их близких. Манипуляции вредны, поскольку маскируют болезнь той или иной человеческой личности.
Актуализируя проблему, скажем, что манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляции относится всем нам столь надоевшая реклама. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений нам пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей. А этого нельзя сделать, не понимая до конца того, что скрывается под этим термином. Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие выводы.
Хотя эта проблема немного специфична, ей занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них такие имена, как Эрик Берн, основатель теории «игр», как отражение психологии манипуляции во взаимоотношениях, и «отец» трансакционного анализа; Дейл Карнеги, выставивший проблему управления людьми в заголовок одной из своих книг; Эверетт Шостром, человек положивший начало комплексному изучению манипулятнвной психологии, и показавший манипуляцию, как проблему современного общества, а так же создавший понятие личностной самоактуализации; Владимир Шейнов, отечественный психолог, работающий над психологией скрытого управления, которому удалось, переработав теории зарубежных психологов, создать отечественную «школу» по изучению манипуляции; Игорь Вагин, также русский психолог создавший концепции манипулятивной психологии в сфере политик, на основе выборных технологий.
Наша проблема актуальна, не только для психологии, но и для ряда родственных и казалось бы отдаленных от психологии наук. ............