Часть полного текста документа:Проблема места монастырей в экономической структуре Руси Наряду с кафедральными соборами в процессе эволюции от централизованных государственных форм эксплуатации земли к частным феодальным формам земельными собственниками стали и монастыри. При рассмотрении ранних свидетельств о такой собственности церковных организаций оказывается, что монастыри становятся землевладельцами раньше, чем епископские кафедры, и история формирования монастырского землевладения отражает более архаичные стадии процесса, в то время как о землях кафедр источники говорят уже тогда, когда они оказались тесно связанными со своими собственниками. Это заставляет рассматривать историю появления у монастырей земель отдельно от истории землевладения кафедр. Действительно, среди церковных организаций раннего времени, XI-XII веках, кафедральные соборы имели в качестве источника существования десятинные отчисления от даней, которые делались князьями в Киеве и затем в столицах княжеств и которые вполне обеспечивали функционирование кафедр. Что касается монастырей, то их экономическое положение было иным, ибо десятинная система распространялась на них редко. Ктиторы монастырей, кто бы они ни были, должны были изыскивать средства обеспечения учреждаемых ими церквей- обителей. Таким образом, архаичная десятинная система тормозила появление и распространения новых форм развития экономики страны и церковных организаций в ней, в то время как при организации монастырей эти новые формы должны были пробивать себе дорогу. Одним из наиболее ранних и, пожалуй. Наиболее важным в социально- политическом, как и в культурном, отношении был Печорский монастырь под Киевом. Он был основан при митрополите Иларионе и князе Ярославе монахом Антонием, выходцем из состоятельных, возможно, боярских, кругов Любеча. Он возник, по сообщению летописной повести, первоначально в пещере, выкопанной Иларионом, когда тот был священником церкви Апостолов в княжеском селе Берестове и духовником Ярослава. О братии монастыря и о постановление первого игумена Варлаама летописная повесть говорит только во время первого княжения сына Ярослава Изяслава (1054-1068), а не раньше. Это находит подтверждение и в сообщении Жития Феодосия. Печорский монастырь не был княжеским- он был основан рядом с княжеским селом и вступил в конфликт с князем, когда принял двух тесно связанных с двором Изяслава людей - сына его "первого боярина" и скопца, вероятно наблюдавшего за женской половиной дворца, получивших имена Варлаама и Ефрема. Таким образом, ктитором монастыря был Антоний, который являлся одновременно и его монахом. В истории формирования Печорского монастыря как феодального собственника в течение второй половины XI века, то есть еще в начале его длительного существования, выделяется несколько процессов, которые очень близки по времени, но представляют разные в политэкономическом значении стадии этого формирования. На примере одного Печорского монастыря можно проследить своеобразный онтогенез- процесс зарождения и развития феодальной собственности церковной организации путем передачи ей государственных земель, княжеского села или других источников. Собственность монастыря на пустые пашни или земель без крестьян, сидящих на ней, не является еще феодальной собственностью на землю, основным условием производства соответствующей эпохи. ............ |