Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена
Курсовая работа по истории философии
Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля.
студента III курса 1-ой гр. Климентьева В.Е.
Научный руководитель Муравьев А. Н.
План.
Введение.
1) "С чего следует начинать науку?"
2) Цель познания.
3) Отношение субъективного мысленного определения к абсолютному:
а) по Канту;
б) по Гегелю.
4) Абсолют - слово.
5) С чего начинается наука?
6) Развитие словесного мышления.
7) Что есть "чистое бытие"?
8) Чем должна быть логика.
Заключение. Система наук.
Вместо вступления.
"Человек всмотрелся в свои уравнения и заявил, что Вселенная имела начало. Вначале был взрыв, - сказал он, - назовем его "Большой Взрыв", так и родилась Вселенная. И она расширяется, - сказал человек. Он даже вычислил продолжительность ее жизни: десять миллиардов обращений Земли вокруг Солнца. И весь мир был счастлив; все решили, что его вычисления - это и есть наука. Никому не пришло в голову, что, предположив, что Вселенная имела начало, этот человек просто следовал синтаксису своего языка; синтаксису, который требует начал, вроде рождения, развитий, вроде созревания и завершений, вроде смерти. Только так строятся высказывания. Вселенная когда-то началась, а теперь она умрет, как умирает все, и как он сам умер, после того как подтвердил математически синтаксис своего родного языка." ([10], кн. 10, с.9)
Введение.
Данная работа есть попытка изложения некоторых соображений относительно: 1) начала науки; 2) развития словесного мышления, от эмпирической формы до его высшей "спекулятивной" формы; 3) роли и места вербализирующего мышления в познании.
Тот факт, что научная мысль устремилась исследовать язык, мышление, как психическую способность человека, в не малой степени обусловлен учением Гегеля - Абсолютным идеализмом, вернее, тем проявлением духа эпохи, выразившемся в идее об Абсолютной Идее, развивающейся из "в себе" в "для себя", посредством полагания о себе самой для себя самой мысленных определений и существующей только в этой деятельности. Этот выявившийся дух оставил в не разрешенной напряженности отношение языка (процесса речи) и а) субъективного мышления, б) процессом полагания о себе определений самой Абсолютной Идеи. Язык остался в состоянии не "снятости" ни у а) субъекта, ни у б) самой Абсолютной Идеи, эта-то напряженность и пытается реализоваться в современных науках: феноменологии, герменевтике, лингвистике, семиологии. В данной работе будет осуществлена попытка выявить необходимость предпосылки того взгляда, согласно которому идее необходимо существовать в словах, а более точно, проблема ставиться так, если развитие абсолютной идеи осуществляется в тексте "Науки логики", то в чем необходимость ее такого текстового бытия. Почему определение абсолютной идеи самой себя требует бытия в словесных определениях. Чистая мысль оказывается не чиста от слов, а будучи началом, предпосылкой логики, мысль должна была снять всякое различие себя и к словам, т.е. к речевой деятельности субъекта, оказавшегося не снятым, и осуществляющим скрытым образом, как кукловод движет куклами, движение абсолютной идеи.
А так же, философский дух той эпохи остался в неведении относительно источника содержания мыслей мыслящего субъекта, утверждая его нахождение в некоторой абстракции человеческого ума: Абсолютной идее, которой приписывалась сила, "абсолютная мощь", но, оказавшейся столь немощной, что бы двигать себя самой и поэтому, оставившей себе помощника - мыслящего субъекта. ............