РЕФЕРАТ: ПРОБЛЕМА ПОГАШЕНИЯ ВНЕШНИХ ДОЛГОВ ТУРЦИИ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА
ссудный капитал турция долг
В послевоенный период экономическое развитие Турции в возрастающей степени опиралось на использование внешних ресурсов, которые рассматривались не только как дополнительный источник, но и стимулятор производительного использования внутренних накоплений, повышения темпов экономического роста. Расширение инвестиций в экономику требовало импорта средств производства. Для Турции, чей экспорт тогда состоял из ограниченного числа сельскохозяйственных товаров и не располагавшей крупными и легко доступными запасами минерального сырья, разработка которых могла бы позволить существенно увеличить валютные доходы, привлечение внешних ресурсов стало неизбежным.
Благодаря своему геополитическому положению «моста» между Западом и Востоком, Европой и Азией, членству в НАТО Турция получила доступ практически ко всем кредитным источникам Запада, став одним из крупнейших его реципиентов. Если первоначально (в конце 40-х и в 50-е годы) поступавшие в Турцию внешние материальные и финансовые ресурсы, в тот период преимущественно в виде помощи США и подконтрольных им международных финансовых организаций, направлялись на модернизацию турецкой армии и обслуживающие ее отрасли хозяйства, то с введением в начале 60-х годов экономического планирования они превращаются в составную часть государственных инвестиционных программ.
В число доноров Турции включилось большинство промышленно развитых стран ОЭСР и ведущие международные финансовые организации – МВФ и Всемирный банк, которыми был создан консорциум по оказанию помощи Турции. В те же годы к оказанию финансовой и технической помощи Турции подключился Советский Союз и некоторые страны Восточной Европы, а с середины 70-х годов – нефтедобывающие арабские страны и их коллективные фонды (Исламский банк развития и некоторые другие).
Основная часть ресурсов, поступавших в страну из-за рубежа, до середины 70-х годов предоставлялась либо на безвозмездной основе («дары»), либо в виде кредитов на льготных условиях – на длительный срок, под низкий процент и т. д. Благодаря этому Турция не сталкивалась с серьезными проблемами при обслуживании внешнего долга, который в 1970 г. равнялся 1896 млн. долл., а долговые платежи (основные суммы и проценты) – 171 млн. долл.1
Но уже с конца 70-х годов условия западной помощи стали постепенно ужесточаться. Кроме того, испытывая нехватку валютных средств для оплаты импорта, Турция была вынуждена все чаще пользоваться краткосрочными займами с мировых денежных рынков, предоставляемыми на коммерческих условиях. В результате ее внешний долг, равный в 1974 г. 2,5 млрд. долл. и тогда еще почти целиком долгосрочный и среднесрочный, в конце 1979 г. возрос до 13,4 млрд. долл.2, а его краткосрочная часть, начиная с 1977 г. достигла половины его общей суммы3.
Платежеспособность Турции была подорвана мировым энергетическим кризисом, начавшимся с роста цен на нефть, импортером которой она является, – нечем было оплачивать не только импорт, но и выполнять долговые обязательства. Банкротства удалось избежать лишь благодаря соглашениям с западными кредиторами, они предусматривали реструктуризацию турецких долгов и отсрочку долговых выплат на срок от трех до пяти лет, Одновременно Турции были выделены новые кредиты.
Турецкое руководство извлекло уроки из пережитого кризиса и в 1980 г. ............