1. Введение
Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает завтра, через месяц или год и более - неизвестно, и говорить о своем будущем мы можем по преимуществу теоретически. Но день смерти обязательно настанет и весь пафос и значительность его в том, что он будет ни чей-то, а твой. Это заставляет нас относиться предельно внимательно к собственной смерти. Живя, радуясь и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс. Вот средние статистические данные:
Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек, из них примерно 10% приходится на Россию. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают жизнь самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.[1]
Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать как умрем и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой послесмертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время...
Главное же внимание в этой работе будет уделено проблемам, которые связаны со смертью людей, входящих в последнюю цифру статистических данных, которые умирают ежегодно насильственной смертью не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли. Эта статья посвящена исследованию психологических, этических и богословских вопросов, связанных с проблемой самоубийства (суицида).
Согласно вышеприведенной статистике, примерно каждый шестой из числа погибших насильственной смертью, умер от собственных рук, то есть число самоубийств составляет 14,75 % от общего числа людей, погибших насильственной смертью. Это достаточно высокий показатель. Но даже, если бы этот процент был значительно ниже, от этого сама проблема суицида не стала бы менее актуальной. И христианские общины, призванные быть светом и помощью всем, потерявшим надежду и смысл жизни в этом мире, должны принять в разрешении этой проблемы активное участие.
Через это исследование я хочу обратить внимание Церкви на проблему суицида и призвать к участию в душеспасительной работе с людьми, подверженными суицидальному образу мыслей. Рассматривая это явление с позиции христианской этики, осуждающей суицид, я стремлюсь дать наиболее точное определение тому, что следует называть самоубийством, то есть безнравственным (греховным) поступком, через отличие самоубийства в чистом виде от акта саморазрушения. ............