МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Реферат на тему:
ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Выполнил студент
гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
Ст. преп. Иващук З.Р.
Донецк 2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. Смысл жизни как философская категория………………..4
РАЗДЕЛ 2. Абсурд как альтернатива смыслу жизни………………….8
РАЗДЕЛ 3. Творчество как эсхатология абсурда………………….…..11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема смысла жизни является одной из определяющих в философской антропологии. Эта категория непосредственно связана с такими понятиями как свобода, счастье, истина, мораль и Абсолют. Проблема смысла жизни многогранна и не имеет однозначного разрешения, поэтому нет не только однозначного и единогласно принимаемого ответа на вопрос о наличии в жизни смысла, но и на вопрос, в чём же может быть такой смысл. Объектом данного исследования избраны как сама категория смысла жизни, так и две из наиболее последовательных попыток поиска смысла жизни, либо обоснования его отсутствия. Предметом же исследования становятся сущностные черты проблематики смысла жизни, а также взаимосвязь данной категории с иными. Целью работы будет вычленение важнейших характеристик категории смысла жизни, установление взаимозависимости её с другими категориями на примерах теорий абсурда А. Камю и спасающего творчества Н.А. Бердяева. При разработке темы использовались кроме произведений указанных авторов также специальные исследования по философской антропологии. Работа состоит из трёх разделов, диалектически рассматривающих суть категории смысла жизни (тезис), отказ от признания смысла жизни (антитезис) и возврат от абсурда вновь к осмысленности посредством творчества (синтез).
РАЗДЕЛ 1. Смысл жизни как философская категория
Смысл жизни представляется весьма неоднозначной философской проблемой не только в силу различия ответов на вопрос о его наличии, но также как результат неопределённости самого предмета. Действительно, даже признавая жизнь имеющей смысл, люди представляют последний весьма по-разному. „Для одних поиск смысла жизни заключается в интенсификации профессиональной, духовной и материальной деятельности. Другие считают его абстрактным, сугубо научным и к тому же далёким от житейских надобностей либо вовсе утратившим свою злободневность. Третьи полагают, что решать проблему смысла жизни предпочтительно исходя из собственного разумения, которого якобы вполне достаточно” [4, с.3]. А есть также люди, которые считают представления о смысле жизни принимаемыми человеком в ходе социализации. Но большинство не рефлектирует над этой проблемой вовсе, оперируя интуитивным пониманием смысла жизни. Вопрос встаёт со всей остротой обычно лишь при попадании человека в т.н. „пограничные ситуации” (столкновение со смертью, с неумолимостью судьбы, с болезнями и т.д.), которые отбирают привычное восприятие и заставляют задуматься о наличии и сущности смысла жизни. Безусловно, смысл жизни отражает взаимосвязь социального и индивидуального в личности. ............