Часть полного текста документа:Проблема соотношения понятий бессознательной и неявной деятельности в основах общего наукоучения Фихте Es ist ein falsher Einwurf, wenn man sagt: Wir k onnten uns eine aller Moglichkeit zuvorkommende Wirklichkeit nicht vorstellen! (Обычно совершают ошибку, когда говорят: мы бы не смогли представить себе действительность, опережающую всякую возможность). Конечно, продукты [результаты] человеческой деятельности могут быть в силу их возможности предвидимы заранее. Однако Schelling говорил : "Aber es gibt auch Dinge, deren Moglichkeit erst durch ihre Wirklichkeit eingesehen wird. Nur solche nennen wir originale, ursprungliche Hervorbringungen. Was nach eini vorhandenen Begriff hervorgebracht wird, nennt Niiand original" [1]( Но есть еще и вещи , чья возможность может осознаваться только благодаря их действительности . Только их мы называем оригинальными, самыми изначальными продуктами деятельности. То, что было создано согласно использующемуся понятию, никто не назовёт оригинальным). Философия И.Г.Фихте в этом плане оригинальна именно потому, что её возможные интерпретации могут осознаваться только в силу самой её действительности. Дух, который живёт в ней, обладает свободой действовать и не действовать . Он владеет собой и остаётся могущим быть даже в том случае, когда себя не обнаруживает, т.е. остаётся скрытым. Это, на наш взгляд, во многом обусловлено ещё и тем обстоятельством, что сам Фихте относился к "духу" как к тому, что конституируется, самоопределяется, а не конструируется. "Wir sind nicht Gesetzgeber des menschlichen Geistes, - schrieb er, - sondern seine Historiographen; freilich nicht Zeitungsschreiber, sondern pragmatische Geschichsschreiber ". [2] Теоретическая система Фихте прежде всего конститутивна, т.е. она развивается изнутри за счёт самопорождения своего смыслового содержания. Исследование самосознания как сложного, динамичного, конститутивного и системного образования будет научным лишь в том случае, когда среди целого множества его аспектов мы сможем выделить главные и основные. Но чтобы осуществить всё это, необходимо не расширять до необозримых границ предмет нашего исследования, а рассмотреть его под определённым углом зрения, в качестве которого мы возьмём трансцендентальную теорию деятельности, изложенную in Fichtes Grunlage der gesamten Wissenschaftslehre. Актуальность исследования понятия "неявной деятельности". Факты бездействия при желании действовать, затем факт несовпадения цели и результата, свидетельствуют о наличии скрытых или неявных детерминант в осуществлении сознательной деятельности. Между тем, чтo человек мыслит о себе, а также думает о том, что делает, и действительным содержанием действия существует разница. Часто возникают и ситуации, когда человек полностью не осознаёт причин, находящихся в нём самом (например, творческая личность, как правило, не осознаёт всего своего значения; да и хорошо известно, что добродетельный человек - это прежде всего тот, кто делает не всё, что мог бы сделать). Бывает и так, что человек, мечтая о благородном поступке и руководствуясь сознательным желанием его совершить, так и не доходит до его действительного совершения. Размеры данной дистанции зависят не только от этого желания или от материальных условий, но и от той области субъективности, посредством которой осуществляется перевод сознания в материальные действия. Если участь возможную структурированность субъекта, то человек выступает и в качестве носителя неявного для него самого слоя субъективной реальности. ............ |