Часть полного текста документа: "Утверждаю" начальник кафедры №4 подполковник В. Грабарь. "__" ________ 1999г. Лекция №6. Проблема сознания в философии. Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК "Философия". Протокол № от "__" ________ 1999г. Пермь 1999г. Тема: Проблема сознания в философии Вопросы: Истоки сознания Сущность, структура, функции сознания Сознание и культура Литература: 1. Введение в философию. В2-х. М. 1989. ч. 2. Гл. 2. Философия (под ред. Кохановского В.П. Ростов. 1996. 3. Философия (курс лекций ).М. 1997. 4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М. 1997. 5. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М. 1997. 6. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов. 1997. 7. Радугин А.А. Философия (курс лекций ). М. 1996. 8. Современный философский словарь. М. 1996. 9. Философский словарь ( под ред. И.Т. Фролова ).М.1991. ВВЕДЕНИЕ Мы приступаем к изучению очередной темы и обращаемся к изучению чрезвычайно интересного свойства человека - к его сознанию. Каждый из вас обладает сознанием, но сознайтесь, многие ли из вас могут сейчас сказать - что есть сознание ? Это подтверждает, что проблема сознания - одна из самых трудных и загадочных. Познать его очень трудно, поскольку сознание не существует как отдельный предмет или вещь, но оно непременно присутствует в каждом моменте жизни. Представления о сознании весьма различны, зависят от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации .Многогранность сознания сделало его предметом изучения множества наук: философии, психологии, биофизики, информатике, кибернетике, юриспруденции, психиатрии. Благодаря объективной своей многочисленности сознание с большим трудом поддается системному определению, вот почему нам приходится оговаривать каждое из определений его специальным назначением. Поэтому, решение этой проблемы мы посвятим лекцию "Проблема сознания в философии " в ходе которой рассмотрим три вопроса. 1. Истоки сознания. 2. Сущность, структура, функции сознания. 3. Сознание и культура. Рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества: * Сознание отличает человека от всего другого в мире. * Не поняв сущности сознания нельзя понять природу человека и творимого им мира. * Через сознание открывается путь в духовный мир человека, его психику. 1 ВОПРОС Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом , которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. ............
|