Проблема терроризма и исламского радикализма в Египте
терроризм исламский радикализм экстремизм
Проблема терроризма, в различных своих проявлениях известная с давних пор, к началу XXI столетия превратилась в одну из опаснейших по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми когда-либо сталкивалось человечество.
Распространение терроризма и исламского радикализма является сегодня одним из наиболее острых вопросов на Ближнем Востоке. Нестабильность в регионе, огромный спектр нерешенных социально-экономических задач, неспособность широких слоев населения принять технологические и культурные аспекты западной модернизации, неустроенность жизни – это те причины, которые играют на руку исламистам. Они позволяют радикально настроенной части населения, оперируя исламскими ценностями, призывать народ к борьбе за освобождение от «гнета» светских режимов, к возврату к истокам ислама и созданию исламского государства во главе с истинным мусульманином.
Экстремизм в исламе представляет собой политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из собственных религиозно-правовых норм. Именно политические институты и структуры власти – как законодатели новой жизни – являются мишенями для религиозных экстремистов.
В последнее время во всем мире наблюдается активизация различных исламских экстремистских организаций и движений. О некоторых из них знает лишь узкий круг специалистов, но другие уже успели получить широкую известность благодаря громким террористическим актам и захватам заложников. В настоящее время в арабских странах такие организации, как «Хизбалла» в Ливане, «Исламский фронт спасения» в Алжире, «Аль-Гамаа аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» в Египте, относят к «политическому исламу». Эта исламская оппозиция призвана реально напомнить о «третьей силе» в том подлинном смысле этогоопределения, в каком оно впервые прозвучало из уст имама Хомейни, заявившего после исламской революции в Иране, что «мы ни Восток, ни Запад».
Таким образом, исламисты в отличие от прочих «правоверных» представляют собой реальную политическую оппозицию существующим в арабских странах режимам, а также «официальному исламу», который, как они считают, является орудием в руках правящих элит.
Арабская Республика Египет – колыбель зарождения терроризма на Ближнем Востоке, страна, в истории которой в XX веке, как в зеркале, отразились все этапы становления и развития организованных террористических группировок, а также государственных институтов, призванных защитить общество от посягательств террористов и не допустить расшатывания политического строя в стране.
Основатель египетской террористической организации «Ат-Такфир валь-Хиджра» Шукри Ахмад Мустафа назвал Египет страной, погрязшей в неверии и варварстве, в которой властвуют многобожники, «неверные», где «борются против каждого, кто призывает к священной войне во имя Аллаха». По его мнению, именно этой стране уготовано «божье наказание»1.
В 50–60-х годах исламское экстремистское движение в Египте стало набирать силу и расширяться. Многие исследователи этой проблематики склонны утверждать, что возникшие еще в начале XX века исламистские группы обнажили только верхушку айсберга. Большинство из них еще находится в тени.
В АРЕ пробуждение ислама, как «спящего гиганта», рост авторитета террористических организаций стали закономерными историческими процессами.
Во время британского господства Египет представлял собой «хлопковую плантацию» для британских текстильных промышленников. ............