Часть полного текста документа: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра "Философия" РЕФЕРАТ на тему: "Проблема "Восток-Запад" в трудах русских философов" Выполнил аспирант кафедры "........." .......... (дневное отделение) Проверил профессор, д.ф.н. Ильин В.В. Санкт-Петербург 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Отрицание объективности противопоставления Востока и Запада в историософии Н.Я. Данилевского 6 Точка зрения Данилевского на характер борьбы между Европой и Азией. Роль мусульманства в данном процессе. 12 Особенности взаимодействия культур Востока и Запада в философии Н. Бердяева. 18 Россия и проблема "Восток-Запад" в трудах Н. Бердяева и Н.Я. Данилевского. 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о специфике русской философии стал сегодня, в эпоху возрождения ранее "забытой и проклятой" отечественной религиозно-идеалистической мысли, одним из самых актуальных. Вокруг него ведутся острые дискуссии. Острота их не случайна: проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия философствования в России с философскими идеями, концепциями Запада и Востока. Тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии - сквозная для русской мысли серебряного века. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей придерживались того мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как составную часть европейской (или евроазиатской) культуры. Признавая существование данного кризиса, русские философы рубежа XIX-XX вв. в своих сочинениях огромное место уделяли поискам новых путей развития как вообще мировой цивилизации, так и русской культуры в частности. Проблема "Восток-Запад" в этом контексте стала во главу угла. Русская философия всегда отличалась полярностью. Два ее важнейших направления - западничество и славянофильство - основным вопросом споров которых было формулирование законов исторического пути России, стремились осознать не только место России на мировой политической и духовной арене, но и определить каким образом культура Востока и Запада повлияла и продолжает влиять на русскую культуру и как это влияние может отразиться на ее будущем. Таким образом, выбрав в качестве объекта своих историософских построений судьбу России, русские философы обоих направлений неминуемо приходили к проблеме "Восток-Запад". В начале XX в. представители русской философской мысли подвергают резкой критики однобокость и замкнутость позиций славянофилов и западников. Пытаясь найти компромисс между восхвалением "европеизации" русской культуры и обожествлением русской самобытности, они стараются, опираясь на анализ катастрофических по своей сути политических событий мирового масштаба - русской революции и первой мировой войны - осознать тот путь, которым пойдет человечество в изменившимся мире. ............ |