Часть полного текста документа:Введение Возможность простых ответов в современной философии Язык и философские проблемы Проблема общения в XX в. Задача реферата Знаковая реальность Функции и суть языка Коммуникация и трансляция Язык и общество Отношение языка и реальности Язык творит реальность Проблема существования Объем языка и мышления Структурный подход Тирания языка Аналитическая философия Логический атомизм: философия Б.Рассела и раннего Л.Витгенштейна Новая логика Возможность совершенного языка Теория отображений Л.Витгенштейна Логический позитивизм (неопозитивизм): Шлик, Карнап, А. Дж. Айер Аналитические и синтетические высказывания Принцип верификации Назначене философии Философия обыденного языка: Д.Мур и поздний Л.Витгенштейн Д.Мур в защиту здравого смысла "Сложности" повседневного языка Языковые игры Герменевтика Интерпретация и понимание Герменевтический круг Заключение Литература * Что такое язык? Говорит ли все то, что безмолвствует в мире, в наших жестах, во всей загадочной символике нашего поведения, в наших снах и наших болезнях, говорит ли все это и на каком языке, сообразно какой грамматике? Все ли способно к означению... Каково отношение между языком и бытием... М.Фуко Философия XX века так или иначе стремится вобрать в себя всю сложность современного бытия, вовсе, однако, не беря на себя задачу найти простые решения сложных вопросов. В ряду серьезных философских произведений последних десятилетий едва ли встретятся такие, авторы которых самонадеянно претендуют на открытие рецептов ускоренного решения острейших проблем современного мира и человека. Напротив, в большинстве случаев философы осознанно отказываются от простых и прямых решений. * ...Если бы на все возможные вопросы были найдены ответы, то проблем нашей жизни они даже не коснулись бы. Л.Витгенштейн Причина, в частности, заключается в характерном для современной философии понимании того, что истоки глубинных проблем во многом коренятся в самом человеке, в его внутреннем мире. Человек мучается не оттого, что не может справится с внешними проблемами, а оттого, что не может справится с самим собой, со своими мыслями, со своим сознанием. Поэтому и решение внешних проблем дается ему с таким трудом. Отличие философа от остальных людей состоит не в том, что он обладает истиной, которая недоступна "простым" людям, а в том, что он профессионально занят анализом скрытых от поверхностного взгляда тайников духовного мира, проясняет через посредство языка и сознания то, что прячется в глубинах неосознанного. В ряде случаев философия как бы переводит на другой язык проблемы, скрытые в общеупотребительном, обыденном языке, с тем, чтобы сделать эти проблемы более ясными. Вообще, язык становится предметом пристального внимания философов, поскольку современная философия во многих случаях связывает само существование философских проблем с фактом их укорененности в языке, а их разрешение - с их переформулировкой при использовании более точного языка. ? Между автором философского произведения и читателем должно установиться взаимопонимание. Мыслители отчетливо осознают, что философский текст нельзя уподобить тексту из учебника физики: философия требует особого языка, особого стиля, особой формы изложения. Конечно, это относится к произведениям, принадлежащим любой сфере культуры, - чтобы текст стал действенным, необходимо "достучаться" до человека. ............ |