Часть полного текста документа:Проблемный эксперимент с животными как средство гуманизации личности ребенка Ю. А. Белоусов, А. В. Соловьева В настоящее время очень серьезно встала проблема негуманного, потребительского отношения к природе в целом и к животному миру в частности. Отчасти это связано с тем, что большая часть городского населения на протяжении нескольких поколений лишена постоянного непосредственного общения с природой и уже не чувствует себя ее частью, а многие сельские жители перестали соотносить силу своего воздействия на окружающую среду с тем реальным натиском человека, который она в состоянии выдержать. Но в большей степени тому виной недостаток экологического воспитания и пренебрежение к формированию личности ребенка в период его школьного обучения. В связи с этим одной из актуальнейших задач школьного образования на сегодняшний день является воспитание гуманизма у подрастающего поколения. Одним из методом такого воспитания может служить непосредственное общение детей с животными. "Чаще всего знакомство с окружающей средой в рамках программы средней школы осуществляется на уроках биологии. Между тем анализ структуры и содержания учебных планов по биологии показал, что на изучение экологии и этологии в целях экологического воспитания отводится слишком мало времени" [7]. Особенно сильно эта проблема затронула этологию и зоопсихологию. Зачастую, как показали результаты школьных биологических олимпиад, несмотря на явный интерес к поведению животных, даже самые успевающие ученики очень плохо в нем ориентируются. Кроме того, вопросы эти рассматриваются в курсе общей биологии, преподаваемой в 11 классе , что, по сути своей неверно, так как в связи с тем, что "большая часть тех нейрофизиологических свойств, которые характеризуют взрослого человека, складываются в самом юном возрасте" [5], утрачивается весь смысл воспитательной функции таких наук, как этология и зоопсихология. Именно поэтому очень важно учитывать, что процесс формирования личности (в период школьного обучения) особенно активно протекает в начальных и средних классах, где помимо знаний человек обретает те нравственные ценности и жизненные принципы, которые впоследствии могут предопределить как отношения системы человек-природа, так и отношения системы человек-человек. Изучение наук о поведении животных в старших классах неправомерно еще и потому, что во многих школах биология в 11-м классе не входит в число обязательных предметов и в связи с этим ее воспитательное значение практически сводится к нулю. Господство физиологического подхода в изучении биологии и скудость информации о поведении животных сыграли весьма противоречивую роль: животное в глазах школьников стало представляться не иначе как примитивный рефлекторный механизм. По окончании школы многие ученики не имеют представления о том, что чувства и эмоции высших животных в сущности мало отличаются от человеческих (еще Дарвин упоминал об этом). Между тем, как писал К.Лоренц, "в эмоциональном плане животные гораздо ближе к нам, чем обычно считается" [3]. Что же касается рассудочной деятельности, то на сегодняшний день уже точно известно, что высшим животным, в частности, млекопитающим, свойственны не только поведенческие реакции на уровне ситуации, но и довольно сложные психические процессы [1], такие, например, как обобщение и установление причинно-следственных связей. ............ |