Часть полного текста документа:Проблемы гуманитаризации математического образования И. М. Смирнова, В. А. Смирнов Одним из направлений реформирования системы образования, широко обсуждаемых в последнее время, является так называемая гуманитаризация математического образования. Существуют различные трактовки этого понятия. Некоторые понимают гуманитаризацию образования как увеличение доли гуманитарных предметов и сокращение числа часов, отводимых на изучение предметов естественно-научного цикла. По-видимому, именно так понимают гуманитаризацию авторы новых учебных планов для педагогических университетов. В этих планах предполагается почти двукратное сокращение числа часов, отводимых на изучение математики. Конечно, это может привести к резкому снижению уровня подготовки учителей математики. Другие под гуманитаризацией математического образования понимают перенос акцента с информационной на развивающую функцию обучения математике, принимая за основной тезис: не ученик для математики, а математика для ученика. При этом подразумевается как самоочевидное, что отечественное математическое образование не уделяло должного внимания развивающей функции обучения, что ученик был для математики. И то и другое неверно. Целью образования на протяжении многих десятилетий было всестороннее развитие личности, воспитание активного строителя коммунизма. Вместо всестороннего развития личности сторонники такой гуманитаризации противопоставляют информационную и развивающую функции обучения. Ученик противопоставляется математике. Третьи под гуманитаризацией понимают приоритет здравого смысла при обучении математике. Так, например, для обоснования ненужности развития логического мышления при обучении математике в одной из докторских диссертаций, посвященных проблемам гуманитаризации, приводятся следующее высказывание М. М. Постникова: "Дедуктивное мышление составляет лишь небольшую долю среди прочих видов мышления. И требуется оно лишь ученым-теоретикам. Даже в прикладной математике дедуктивное мышление, как правило, мешает. Главную же роль в жизни играет мышление рациональное или, иначе говоря, здравый смысл". Конечно, из приведенного высказывания вовсе не следует вывод о ненужности развития логического мышления школьников. Так в младших классах школьников учат правописанию. Медленно и по определенным правилам дети учатся писать буквы. В дальнейшем они пишут гораздо быстрее и не всегда придерживаются правил написания букв. Однако из этого не следует, что вообще не нужно учить правописанию. Оно составляет основу, фундамент, на котором строится все дальнейшее обучение. Так же обстоит дело и с логическим мышлением. Оно не исчерпывает всего мышления, но составляет его основу. Общим в перечисленных трактовках понятия гуманитаризации является сокращение числа часов, отводимых на изучение математики, снижение уровня математического образования. Вывод, который из этого следует, состоит в том, что педагоги не могут найти пути совершенствования математического образования без снижения его уровня. Отметим, что совершенствование системы математического образования не вызывает сомнения. ............ |