Часть полного текста документа:Проблемы исчисления единого налога по специальным налоговым режимам и пути их решения Введение В большинстве европейских стран налоговые льготы для малого и среднего бизнеса предоставляются в форме специальных (пониженных) ставок. В налоговой системе Российской Федерации идеи единого налога частично нашли отражение в системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системе налогообложения, а также в системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но в отличие от зарубежной практики в Российской Федерации сложилась другая ситуация: упрощенный режим налогообложения и единый сельскохозяйственный налог предусматривают абсолютно иные правила исчисления налоговой базы, учета расходов (например, учета основных средств) и т.д., а единый налог на вмененный доход имеет еще меньше общего с системой, действующей в зарубежных странах. Подобная практика существует лишь в очень немногих странах ОЭСР или ЕС, одна из которых - Испания. Вместе с тем в Италии, где продолжительное время использовался вмененный налог, отказались от применения этой системы именно из-за того, что корректный расчет значений вмененной стоимости невозможен (несмотря на то что итальянская, так же как и испанская, система вмененного налогообложения использовала существенно большее количество показателей для определения базовой доходности). Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов. На реализацию поставленной задачи было направлено введение в налоговую систему Российской Федерации специальных налоговых режимов, предусматривающих особый порядок их налогообложения. Целью выработки и реализации концепции единого налога, взимаемого по специальным налоговым режимам, было создание наиболее благоприятных условий для деятельности хозяйствующих субъектов - организаций и индивидуальных предпринимателей. Анализ ситуации на современном этапе Как показывает анализ практики применения специальных режимов на территории Российской Федерации и Республики Татарстан, начиная с момента их введения, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет. В первую очередь об этом свидетельствуют показатели численности налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, суммы единого налога, поступающие в бюджетную систему. Следует отметить, что довольно трудно давать оценку поступлений по специальным налоговым режимам, поскольку в статистических данных они отдельно не выделяются. С 2006 г. усложнился контроль за поступлениями по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, так как этот налог с уровня субъектов Российской Федерации перешел на уровень муниципальных образований. По данным ФНС России по Республике Татарстан были проанализированы поступления единого налога по специальным режимам за 2004 - 2005 гг., представленные в табл. 1. Таблица 1 Поступление единого налога по специальным налоговым режимам, млн руб. Налог 01.01.2004 01.01.2005 01.01.2006 Темп в % к 2003 г. Отклонение (+ -) к 2003 г. Темп в % к 2004 г. Отклонение (+ -) к 2004 г. ............ |