Часть полного текста документа:Проблемы образования в канун XXI века Полат Евгения Семёновна, докт.пед.наук, профессор, зав. лабораторией дистанционного обучения ИОСО РАО, г. Москва Меняются времена, меняются поколения. Каждое новое поколение стремится быть умнее предыдущего, усвоить его опыт и двигаться дальше в своем развитии и самосовершенствовании. Без этого нет прогресса. Но очевидно и то, что без стремления заглянуть вперед, осознать стратегические пути развития нового поколения невозможно развиваться и поколению, живущему в настоящее время. Все в этом мире взаимосвязано: прошлое, настоящее, будущее; культура, духовное наследие разных народов; экономика, политика и экология. Теперь мы уже знаем, что невозможно отгородиться, изолироваться от мира. Любые катаклизмы в одной части земного шара неизбежно влияют на судьбы народов в других частях. Именно поэтому первая и возможно самая значимая проблема для системы образования будущего - это интеграция, создание единого образовательного и информационного пространства. Эта проблема сформулирована в философии образования многих стран мира (Велихов Е. П. Гершунский Б.С., Ellis A., Cogan J., Howey K., Ron Miller, др.). Это стратегическая проблема, нацеленная на перспективное развитие систем образования разных стран мира, осознающих единство и целостность мироздания, взаимозависимость и взаимообусловленность частей его составляющих. Решать эту глобальную проблему предстоит посредством педагогических и информационных технологий. Для этого важно осознать уже на уровне педагогического знания, в том числе социальной педагогики, дидактики, что же для этого важно предусмотреть. Прежде всего необходимо осознать, что в век информационных технологий, постиндустриальный период развития многих стран мира человек сталкивается с лавинообразным потоком информации. Информация буквально захлестывает его через публикации, через электронные средства, в первую очередь Интернет, компакт-диски, через средства массовой информации. Чтобы быть способным достаточно квалифицированно выполнять ту или иную профессиональную деятельность нынешнему человеку, а тем более человеку будущего недостаточно закончить соответствующий вуз. Проблема непрерывного образования, а отсюда преемственности разных систем и ступеней образования переходит из плоскости теоретического осмысления в чисто практическую плоскость: как человеку на протяжении жизни, в любой ее отрезок получить свободный доступ к образованию, получению профессии, смене профессии, повышению своей квалификации и т.д. Таким образом, проблема практической, т.е. уже технологической проработки системы непрерывного образования можно считать второй весьма значимой проблемой в стратегическом и тактическом аспектах. Обозначенная проблема напрямую связана с приоритетами в области дидактики. Дело в том, что при подобном рассмотрении перспектив развития образования оказывается недостаточным ориентироваться на необходимость передачи и усвоение опыта, накопленного человечеством, как это было обозначено ранее в дидактике. Важно умение самостоятельно приобретать знание, уметь работать с информацией, анализировать ее, видеть и решать возникающие в разных областях проблемы. Другими словами, задачи, многие годы выдвигавшиеся учеными педагогами разных стран мира, в том числе и в нашей стране (Лернер И.Я., Скаткин М.Н., Махмутов И.И., Пидкасистый П.И. ............ |