Часть полного текста документа:Проблемы образовательной системы во Франции Луи Вебер Луи Вебер, руководитель института исследований Объединенной федерации преподавательских профсоюзов, описывает основные проблемы системы образования во Франции. В то время, когда я пишу эти строки, многие учебные заведения Франции бастуют - и прежде всего средние школы. Виной тому политика, которую пустило в ход правое правительство, избранное в 2002 году. Оно начало свою деятельность с упразднения того, что было введено предыдущим кабинетом для предотвращения безработицы среди молодежи - программы "emplois-jeunes"[1], а ведь эта программа позволила десяткам тысяч молодых людей найти, по крайней мере, на время, рабочее место. Правительство сократило также более 5000 мест смотрителей в коллежах и лицеях - должностей, позволявших молодежи со скромным социальным происхождением продолжать обучение на достойном уровне. И, наконец, оно целенаправленно взяло курс на децентрализацию, предполагающую отказ от государственных обязательств в области образования с передачей этих обязательств местным властям, что чревато углублением уже существующего неравенства между регионами. При подобном положении дел возрастает общее беспокойство по поводу правительственных проектов: они уже воспринимаются как серьезная угроза пенсионному законодательству, да и всей системе социальной защиты в целом. Несколько общих слов о французской образовательной системе. В течение чуть более двадцати пяти лет (соответствующий закон был принят в 1975 году) система школьного образования во Франции была унифицирована. То есть, за исключением отдельных случаев, все дети, получая образование, проходят теперь один и тот же путь: дошкольное заведение (от 2 до 6 лет), начальная школа (с 6 до 11 лет), коллеж (с 11 до 15 лет) и лицей (с 15 до 18 лет). Предоставление каждому возможности получить дошкольное образование рассматривается сегодня как значительное достижение. Процент детей, вовлеченных в процесс обучения уже в возрасте 3 лет, близок к абсолютной цифре, и преподаватели, работающие в дошкольных заведениях, имеют ту же квалификацию, что и учителя начальной школы. В лицее появляется возможность выбрать одно из нескольких направлений: так называемое общее образование (со специализацией по литературе, наукам или экономике), техническое образование (для будущих технических работников) и профессиональное образование (оно позволяет адаптироваться к современным требованиям работодателей). Все эти направления имеют целью подготовить ученика к сдаче экзамена на степень бакалавра (выпускной экзамен в средней школе). После 1989 года дипломы выпускников различаются в зависимости от выбранного направления, то есть являются общими, техническими или профессиональными. Впрочем, какой бы ни была специализация диплома, он позволяет своему обладателю поступить в любой университет. В итоге большинство молодых людей оканчивают лицей и получают степень бакалавра. Такая унифицированная система всегда пребывала в кризисе (особенно явственно он давал о себе знать в коллежах). Основных проблем здесь две. Первая - массовое прекращение обучения: значительный процент молодых людей (15-20%) все-таки бросают учебу, так и не получив диплом о среднем, а порой и начальном образовании (т.е. ............ |