Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им С. Торайгырова
Кафедра психологии и управления образования
«Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе»
выпускная квалификационная работа
Павлодар. 2003год
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Интеллектуальное развитие и когнитивные процессы старшеклассника
1.2 Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте
1.3 Самоопределение учащихся старшей школы
Раздел II. Актуальные проблемы школьного психолога при работе с детьми старшего школьного возраста
2.1 Психологическая служба в системе образования
2.2 Психодиагностика как одна из функций работы психолога
2.3 Психологическая помощь старшеклассникам по инициативе психолога.
Заключение
Список используемой литературы
приложения
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
Приложение Е
Приложение Ж
Приложение З
Приложение И
Приложение К
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизиологических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Наступило такое время, когда психологическая помощь должна сопровождать человека на всех этапах его жизненного пути. Как самая чувствительная часть социума – подрастающее поколение больше других нуждается в поддержке психолога. Психологическая помощь играет важную роль в своевременном раскрытии и развитии способностей и склонностей детей, а также в предупреждении возможных отклонений в их психическом и личностном развитии. С помощью квалифицированного психолога могут решаться трудности учащихся старшей школы – в самоопределении личности, умении строить жизненные планы.
Анализ литературы показал, что, несмотря на множество психолого-педагогических исследований, вопросы теории процесса консультирования в раннем юношеском возрасте в условиях становления нового демократического уклада общественной жизни освещаются недостаточно: нет глубоких исследований практической работы психолога образования как средства становления личности старшего школьника.
Исходя из актуальности проблемы, её разноречивой теоретической и методической разработки, потребности в совершенствовании работы психолога в образовании, а также оптимизации учебно-воспитательного процесса в старших классах, определена тема исследования: «Проблемы психологической помощи обучающимся в старшей школе» (на примере работы психолога в средней школе № 4 г. Экибастуза).
Объектом исследования является деятельность учащихся старших классов в процессе профессионального и личностного самоопределения.
Предмет исследования: процесс овладения учащимися умения строить жизненные планы при помощи психологического консультирования.
Цель исследования: разработка теоретической модели метода консультирования учащихся старшей школы, направленной на оптимизацию формирования и развития их личностных качеств.
При определении основной гипотезы мы исходили из следующего: своевременная психологическая помощь для коррекции поведения обучающихся в старшей школе поможет в решении многих проблем, касающихся морали, выбора убеждений и профессии, определит характер всей их дальнейшей жизни.
Исходя из гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретический аспект содержания проблемы в психологической теории.
2. Разработать теоретическую модель в психологической системе «практическая помощь обучающимся в старшей школе педагогам-психологам»; разработать коррекционные программы, направленные на формирование и развитие личности старшеклассников; определить уровни сформированности личностных качеств у учащихся старших классов.
Для обоснования актуальности и практической значимости исследования привлекались документы, раскрывающие основные направления перестройки среднего и высшего образования и содержащие задачи по её осуществлению.
Теоретической основой исследования стали положения, связанные с функционированием психологической службы, позволяющие проследить динамику психических процессов (Овчарова Р.В., Болотова А.К., Кон И.С., Немов Р.С., Кулагина И.Ю., Дубровина И.В.), психологическими концепциями обучения и развития детей в школьном возрасте (В.С. ............