Часть полного текста документа:Проблемы регулирования импорта (экспорта) услуг при осуществлении валютных операций Нормативное определение таких понятий, как "внешнеторговая деятельность", экспорт и импорт услуг содержится в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", принятом Государственной Думой 7 июля 1995 года. Внешнеторговой деятельностью согласно части 2 статьи 2 Закона считается "предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)". Закон от 7 июня 1995 года конкретизирует понятие внешнеторговой деятельности применительно к экспорту и импорту. Экспорт определяется как "вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе" (часть 6 статьи 2), а при импорте речь идет об их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе (часть 7 статьи 2). Тем самым для экспорта и импорта (а они суть не что иное, как разновидность внешнеторговой деятельности) вводится еще один дополнительный признак: вывоз (ввоз) объекта соответствующей сделки за пределы (в пределы) таможенной территории России. Изложенные ситуации приводят к выводу о том, что критерием экспортного характера операции в принципе следует считать не территорию, где она совершается, а различную государственную принадлежность ее участников. Соответственно услугу, оказанную российским лицом иностранному лицу, следовало бы считать экспортной независимо от того, где она предоставлена: в России или за рубежом. Внешнеторговое и валютное законодательства не содержит четких (собственных) определений понятия экспорта (импорта) услуг. Центральный банк в Информационном сообщении от 19.08.97г. № б/н "Вопросы валютного регулирования и контроля" назвал Закон Российской Федерации от 13.10.95 N 157-ФЗ " О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (с изменениями на 10 февраля 1999 года). Согласно ст. 2 указанного закона: Экспорт услуг - вывоз работ, услуг с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент предоставления услуг. Импорт услуг - ввоз услуг на таможенную территорию РФ из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Коммерческие операции по оказанию услуг резидентом нерезиденту (нерезидентом резиденту) на территории РФ не являются экспортными (импортными). Вот почему, если применительно к товарам факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, то применительно к услугам - в момент их предоставления (часть 6 статьи 2 Закона). Важно, таким образом, установить, когда именно услуга считается оказанной. Здесь возможны различные варианты. Рассмотрим их на примере информационной услуги. Допустим, что иностранный предприниматель прибывает в Россию, где и консультируется у местной фирмы. В этом случае услуга оказана на территории Российской Федерации. Если, напротив, представитель российской фирмы, будучи за границей, консультирует иностранного партнера, услуга предоставляется за пределами территории нашей страны. На практике встречаются, однако, и иные, не столь очевидные ситуации. ............ |