Часть полного текста документа:Проблемы религии в "философии жизни" Элбакян Е.С., д-р филос. наук В первой половине XX в. "философия жизни" являлась крупным философским течением на Западе. Представленная Ф. Ницше, В. Дильтеем, Г. Зиммелем, О. Шпенглером в Германии и А. Бергсоном во Франции, она оказала значительное влияние на умонастроения и мировоззрение европейской интеллигенции. Строгому логицизму немецкой классической философии было противопоставлено иррационально-психологическое исследование личности: страстей, переживаний, потока сознания, инстинктов и интуиции. "Философы жизни" бросили вызов рационализму тех философских течений, которые в поисках истины обращались за аргументами к естествознанию или реже - к другим наукам. Выдвинув в качестве основного философского понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостность, противостоящую как духу, так и материи, само это понятие "философы жизни" трактуют по-разному: оно означает и биологическое существование человека (Ницше), и субъективное переживание (Дильтей, Зиммель), и интуитивно постигаемый поток сознания, космический "жизненный порыв" (Бергсон), и переживание сообщества людей, объединенных одной уникальной культурой (Шпенглер). Фридрих Ницше: умер ли Бог? Проблемы религии Ф. Ницше затрагивал во многих работах. Наиболее важными для понимания его отношения к религии являются "Веселая наука", "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихристианин". В центре рассмотрения социальных явлений, в том числе и религии, оказывается существенная для Ницше, как, впрочем, и для других представителей "философии жизни", категория - жизнь. Положив в основу ее понимания инстинктивное, волевое, характеризующееся экспансивностью начало, Ницше критиковал разум как нечто противостоящее жизни, неправомерно связывая его с возникновением христианства. По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу. Различие религии и мифа кроется в том, что миф иррационален, недоступен разумной доказательности: он постигается с помощью инстинктов. Религия же возникла вместе с рационализмом, олицетворением которого для философа являлся Сократ, внесший в культуру вместе с разумом морализирование. Христианская религия, согласно Ницше, укрепила эти ценности - мораль, рациональность, науку, - извратив здоровые человеческие инстинкты, выражающиеся в воле к власти. Христианство возникло путем утверждения морали низшие слоев общества, которые, опираясь на рациональные формы сознания, подавляли иррациональные элементы психики и тем самым уничтожили культуру Греции, базирующуюся на художественных инстинктах. Религия возникает вследствие вырождения человечества как биологического рода, деградации его внутренней психической жизни. Психологической основой этого факта является противопоставление инстинктивного и рационального, которое выступает в форме антиномии жизни и морали. Такой конфликт (по существу, между нравственным идеалом и действительностью), вполне возможный в рамках индивидуального сознания, Ницше экстраполировал на всю человеческую культуру. Христианская религия, понимаемая им в неразрывной связи с христианской моралью и разумом, рациональностью, ставилась в зависимость от художественных форм познания, которые, по мнению Ницше, являлись первичными, ибо основывались на инстинктивном постижении жизни. ............ |