Часть полного текста документа: Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях Оглавление. Введение. 1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира. Заключение. Список используемой литературы. Введение. Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы иморалисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своегосуществования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы итрагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие,поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того,чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание(Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба истранствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир);"Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п. Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассетопределил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: какбы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, чтосмерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем". Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные деладолжны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знаетоб этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения наопределенном этапе развития, связанный с геномом. Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие.Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. ............ |