Часть полного текста документа:"Продажа автомобиля по доверенности": Налогообложение и риски гражданской ответственности А.А.Куприянов Впервые я столкнулся с "продажей автомобиля по доверенности" лет десять-двенадцать назад, ожидая своей очереди в маленькой комнатушке фирмы, предоставляющей услуги по "переоформлению" автомобилей. Сотрудник выписал справку-счет, выдаваемую покупателю, на имя того же лица, которое предъявило ему нотариальную доверенность от продавца. Заметив столь сомнительную с точки зрения ч. 3 ст. 62 ГК РСФСР [1] ситуацию, я поинтересовался ее процедурой. Оказалось, что "комиссионный магазин" действительно не участвовал в расчетах между сторонами и не становился хотя бы на мгновение собственником автомобиля. Иначе говоря, при т.н. "переоформлении" машины сделка совершалась только одна: между ее прежним собственником-продавцом, действующим через доверенное лицо, и покупателем, да и та в письменной форме в виде договора не оформлялась. При этом получалось, что новый собственник одновременно представлял старого на основании доверенности и заключал договор с самим собой. Возникала явно оспоримая сделка. Заметив работнику магазина, что надо было бы в подобной ситуации для соблюдения "буквы" закона заключать две последовательные сделки: старый собственник - магазин и магазин - новый собственник, я не нашел с его стороны никакого понимания. Полагаю, что в аналогичном порядке автомобили меняли владельцев повсеместно. Более того, так называемая "продажа по доверенности" стала чуть ли не превалирующей формой перехода права собственности на автомобили. Действительно, продавцу удобно! Сходил один раз к нотариусу - выдал доверенность, получил плату, передал счастливому приобретателю автомобиль, ключи, документы и всё: пребываешь в счастливой уверенности, что раз и навсегда освободился от всех хлопот. Но бремя собственности потому и называется "бременем", что его зачастую не сбросишь, легкомысленно пренебрегая законом. Негативные последствия многолетнего небрежного обращения со своим правом собственности для десятков тысяч граждан сегодня выражаются в виде вполне материальных потерь при уплате налогов, а о реальной возможности наступления гораздо более серьезных неприятностей многие даже не подозревают. После вступления в силу гл. 28 Налогового кодекса РФ "Транспортный налог" десятки тысяч бывших автовладельцев обнаружили в почтовых ящиках уведомления о необходимости уплаты за транспортные средства, которые они "продали по доверенности" много лет назад. Оказалось, что покупатели их автомобилей не совершили после покупки никаких юридически значимых действий, чтобы зафиксировать свое право, т.е. автомобили остались зарегистрированными на имя прежних собственников. А последним о судьбе давно отчужденного "железного коня" сегодня, как правило, уже ничего не известно. Более того, зачастую и не могло быть известно, т.к. "конь" мог обращаться среди быстроменяющихся "всадников" в порядке "передоверия". Для лучшего понимая того, что же делать гражданам, которые не могут воспользоваться сомнительной с точки зрения права и весьма трудно применимой поблажкой, предоставленной ст. 357 Налогового кодекса РФ [2], разберем юридический состав правоотношения, возникающего при т.н. "продаже автомобиля по доверенности". ............ |