Продуктивность сосуществования и диалога разных психологических традиций как условие качества образования
Д.В. Володько
г. Минск
2003
Доверие. Вера как базовое новообразование личностного развития
Что такое качество образования?
1. Качество образования это соответствие социальному заказу на формирование социально активной личности способной к самоактуализации. (Янчук А.В.).
2. Каков социальный заказ на личность ребенка дошкольного возраста?
охрана, защита и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;
формирование гуманных взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника.
воспитание личности ребенка.
3. Как? На основе каких психологических подходов, традиций возможно выполнить социальный заказ? Или есть универсальный подход?
Только отказ от идеи универсальности, от единого подхода даст возможность использования разных инноваций, разных моделей образования
Я предлагаю вашему вниманию психологический подход к личностному развитию Алексантра Лоуэна.
В стране, находящейся в затяжном кризисе проживают люди, находящиеся в угнетенном состоянии, в состоянии депрессии. Человек, находящийся в депрессии это человек, потерявший доверие к миру, уверенность в себе, веру в будущее.
Как и почему человек теряет веру? Утрата веры является ключевой проблемой современного человека.
Если у матери нет веры в свои собственные чувства, у нее не будет никакой веры в ответные чувства ее ребенка. Не имея доверия, уверенности, веры в себя, она не сможет передать ему какую-либо веру.
Где же происходит разрыв в передаче веры?
Первый разрыв происходит на первом году жизни, когда в связи с технологизацией, эгоизмом, объективностью нарушаются естественные индивидуальные отношения между матерью и ребенком.
Технологизация – это отказ от естественного вскармливания, это перенос ответственности на врача, на других людей в деле воспитания ребенка, это неумение наблюдать за состоянием ребенка, это нежелание познавать изучать педагогическую и психологическую литературу, это неумение видеть реальность, понимать, чувствовать, сопереживать, это нежелание познавать, изучать, развивать, совершенствовать себя (самопознание, самоизучение, саморазвитие, самосовершенствование) и перенос опять же ответственности на родителей, учителей, школы, дошкольные учреждения, ВУЗы и другие социальные институты.
Эгоизм – это обесценивание чужих чувств, состояний, переживаний при возвышении собственного превосходства, значимости, знаний, убеждений.
Объективность – это возможность что-то оценить... Можно ли к ребенку, личности, субъекту быть объективным? Не противоречие ли это? Личность, ребенок, человек – это субъекты, а относиться объективно? Как к объектам?
Поэтому позвольте мне сказать, что никто полностью не знает ребенка или то, как его надо воспитывать.
Ребенка можно понять, понять его желание быть принятым таким, каким он есть, быть любимым просто потому, что он есть и он также хочет, чтобы уважали его индивидуальность.
Мы можем понять его стремление быть свободным.
Мы можем понять его настойчивость на право самоуправления. ............