Часть полного текста документа: КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЯ Краснодар 2000 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Проективные методики 3 2. Природа проективных методик 3 3. Методика чернильных пятен по Хольцману 4 4. Методика чернильных пятен Г. Роршаха 5 4.1. Описание методики и схема эксперимента 5 4.2. Опрос 6 4.3. Определение пределов чувствительности 6 4.4. Основные приемы шифровки отвтов 7 4.5. Основные детерминанты ответов 7 4.6. Шифровка содержания ответов 7 4.7. Популярность- оригинальность ответов 7 4.8. Психологический смысл локализационных показателей 8 4.9. Кинестетические показатели (М. FM, m) 8 4.10. Содержание 9 4.11. Интерпретация результатов теста 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 Список литературы 12 1. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. В этой главе мы рассмотрим основные типы подобных методик и проиллюстрируем их некоторыми хорошо известными примерами. За исключением спорных моментов, присущих конкретным методикам, никакой критической оценки индивидуальным тестам даваться не будет. Вместо этою общая оценка проективных методов с точки зрения основных методологических проблем.будет дана в специальном разделе. Проективные методики являют пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка тем не менее никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании. Природа и суть этого несоответствия будут рассмотрены в последнем разделе главы. 2. ПРИРОДА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК Главную особенность проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т, е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые счимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, чго способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или "структур" ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий "проецирует" характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты. Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. ............ |