Часть полного текста документа:Проекты рыночно ориентированных реформ американского здравоохранения (вторая половина 70-х годов XX века) Тухватуллин Р.Р. За последние 40 лет администрации и демократов, и республиканцев неоднократно обращались к проблеме реформы системы здравоохранения. Планы создания той или иной общенациональной системы медицинского страхования активно дебатировались в 70-е гг. Вопрос о цене реформы становился одним из самых важных. Именно проблема возможных расходов на программу медицинского страхования стала своего рода фундаментальным политически сдерживающим фактором. Причем вопрос о величине расходов ставился в плоскости способности правительства позволить себе такие затраты. Проблема того, как гражданин США сможет получить медицинскую помощь, оказалась на втором плане. Наряду с предложениями и подходами к реформе системы здравоохранения, известными на протяжении десятилетия, в дебатах второй половины 70-х гг. проявился и новый подход. Этот подход рассматривался его сторонниками как альтернатива стратегии регулирования, альтернатива государственному вмешательству в дела медицины. Появление такого подхода отнюдь не случайно, а закономерно для общественно-политической атмосферы этого времени. Рост правительственных расходов, обвинения в неэффективности, расточительности, правительственной бюрократии привели к идее о необходимости организации системы оказания помощи в соответствии с рыночными регуляторами и стимулами. В области медицинского обслуживания предполагалось, что силы рыночной конкуренции повысят эффективность всей системы оказания помощи и усилят ее "откликаемость" на запросы потребителей. При этом произойдет сдерживание роста расходов на медобслуживание и более справедливое распределение дефицитных медицинских ресурсов [1; 13, p. 286]. Конкурентная стратегия в данной сфере опирается и полагается на способность потребителя выбрать подходящий план медобслуживания при условии, что он получает информацию о цене и услугах каждого из планов, а также экономический стимул для "расчетливого" выбора. Роль государства в данном случае сводится не к контролю над поставщиками медицинских услуг для сдерживания роста расходов на медобслуживание, а к конкурентной трансформации частной страховой и медицинской индустрии. Главное - воздействие на чрезмерный спрос. Последнего можно достичь, по мнению сторонников конкурентной стратегии, посредством изменения налоговых стимулов, воздействующих на приобретение страховки, а также поощрения и расширения конкуренции между различными типами страховых планов и "механизмов" оказания медпомощи [2, p. 20, 186-187]. Здесь следует подробнее затронуть взгляды сторонников так называемых проконкурентных планов на причины роста расходов на медицинское обслуживание. Итак, по их мнению, быстрый рост расходов на здравоохранение проистекает из того, что страховые планы не поощряют конкуренцию между больницами или врачами с тем, чтобы сдержать цены, а также вследствие отсутствия у рабочих возможности выбора планов. Современные методы финансирования медобслуживания, по словам сенатора Д.Дюренбергера, являются "неадекватно конкурентными, способствующими неэффективности и ценовой несознательности" [3]. Система страхования, сложившаяся в США, как подчеркнул С.Батлер из консервативного "Фонда Наследия", не дает надлежащих стимулов к экономии ни пациентам, ни врачам, ни больницам. ............ |