Н.К-К. Ховалыг (Кызыл) кандидат химических наук
Юношеский возраст – это период жизненного и профессионального самоопределения личности. Он характеризуется возникновением и развитием значимых психологических новообразований, задействованных во всех проявлениях эмоционального отношения к миру, – в оценке реальной действительности и окружающих людей, в прогнозировании своей социальной активности, в планировании будущего и самореализации, в формировании собственных представлений о мире и о себе самом.
Современная социально-экономическая ситуация определяется несоответствием рынка образовательных услуг рынку труда, требований работодателей уровню профессиональной подготовки специалистов, предлагающих свои услуги, рассогласованием между уровнем оплаты труда и его реальной стоимостью.
В этих условиях целенаправленная и систематическая работа по профессиональному и личностному самоопределению молодежи может реально снизить социально-экономическую напряженность в регионе благодаря тому, что подростки, которые через пять-шесть лет придут на рынок труда, выберут свою профессию с учетом не только своих интересов и сложностей, но и требований профессии и рынка труда.
С целью выявления направленности профессиональных интересов, жизненных планов, уровня притязаний, трудовой мотивации проведено социологическое исследование среди выпускников. Было опрошено почти 300 учащихся 11 классов из двух городов: Ак-Довурака и Шагонара.
(Республика Тыва).
Личные планы выпускников. Осознание себя, своих способностей, социальной обстановки, в условиях которой принимаются первые решения, связанные с выбором жизненного пути, довольно отчетливо отражают личные планы молодежи. Они фиксировались в ответах старшеклассников на вопрос о том, что они собираются делать после школы, работать или учиться.
Исследование подтвердило хорошо известную тенденцию – желание выпускников продолжать учебу после окончания средней школы.
Большой процент молодежи стремится продолжить образование на дневных отделениях учебных заведений. Этот показатель очень высок во всех рассматриваемых школах.
Фактически всеобщая нацеленность молодых людей на продолжение учебы после окончания средней школы свидетельствует об осознанном представлении о том, что сегодня на рынке труда имеет ценность главным образом высококвалифицированный труд, который предполагает обязательное получение предварительного профессионального образования.
Совмещать учебу с работой планируют всего 6, 8% выпускников. По-видимому, этот вариант для них предопределен тяжелыми материальными условиями, в которых сегодня находится значительная часть населения республики. Поэтому естественно намерение учащихся, совмещая работу с учебой, улучшить свое материальное положение, особенно принимая во внимание возрастающую роль потребительских ценностей для современной молодежи.
Следует отметить, что категория выпускников, желающих сразу начать работать, достаточно реально учитывает факторы, влияющие на осуществление их возможностей. Планы на учебу юношей и девушек структурированы, т.е. ориентированы на разные типы учебных заведений – вуз, техникум, курсы.
Ориентации желающих продолжить учебу более всего концентрируются на высшем образовании (70, 7% – в Ак-Довураке, 77, 9% – в Шагонаре). ............