Часть полного текста документа:Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Банникова, О.В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) достигает в среднем по России 25 %. Деятельность специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительного процесса. Результаты исследований и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследований нами были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей коррекционных групп. У дошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых групп выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости. Специалисты отмечают, что к числу характерных особенностей ЗПР у детей относятся неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики. В ходе пилотажного эксперимента (1999 - 2000 гг.) были апробированы следующие средства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организация сюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовало увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 % и с 60 до 82 % соответственно), а также улучшению устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (до 4,5 балла). Разработанная и реализованная в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 г. Краснодара авторская программа физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя 4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный и контрольно-учетный (см. рисунок). Проективный блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в осуществлении комплексной оздоровительной и коррекционно -развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР, на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма. В задачи физического воспитания введены коррекционный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится по 4 основным этапам (периодам). Последовательность и содержание этих этапов раскрыты в таблице. Представленная модель рассчитана на годичный цикл работы. Содержательный блок представлен набором специальных средств физического воспитания, содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений для детей 5-6 лет с ЗПР, соответствующего физкультурного оборудования и инвентаря. Процессуальный блок содержит описание организационных подходов, методических приемов и технологических решений процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. ............ |