Часть полного текста документа:Программа маркетинга Именно программа маркетинга является фундаментом для дальнейшего построения всей работы банка. Я попыталась адаптировать программу маркетинга, давно применяемую в производственных отраслях народного хозяйства, к банку. Она состоит из целого ряда последовательно связанных элементов: Рис. Ступени и этапы плана маркетинга Подготовительный этап Сбор информации Эта ступень программы посвящена сбору всей доступной и необходимой для дальнейшего построения стратегии информации и ее анализу. Всю информацию банки получают из различных источников, которые можно подразделить на внешние источники и внутренние источники. А сама информация может быть первичной и вторичной. К первичной информации прибегают в случае недостаточности вторичной. Первичные данные - это данные маркетинговых исследований, то есть информация собранная специально для построения стратегии. Для полевых маркетинговых исследований применяют следующие методы: 1. Социальные опросы, которые могут быть как скрытыми так и открытыми, а также проводимые лично по телефону или по почте; 2. Интервью групповые или индивидуальные; 3. Наблюдения; 4. Эксперимент; 5. Имитация, то есть моделирование с помощью ЭВМ или методом деловых игр.1 К первичной информации будут относится и результаты маркетинговых исследований, проведенных сторонними организациями по заказу банка. Вторичная информация - это все доступные данные,которые могут быть использованы в целях маркетинга. Внешние источники такой информации: - сведения о других банках в СМИ, - статистический материал, - публикации Центрального банка (ЦБ), - данные Ассоциации Российских Банков (АРБ), - мнения экспертов и научных деятелей о банковском рынке, - информация, полученная с конференций, совещаний, презентаций и пресс-конференций, - результаты проверок различных служб ( аудиторов, ЦБ, налоговой службой). Внутренние источники: - бухгалтерские и финансовые отчеты, - данные исследований проводимых ранее, - обзор отзывов клиентов, - сообщения работников банка. Вся эта информация разграничена по трем направлениям: а) информация о макросреде , б) информация о микросреде , в) информация о своем предприятии (банке ). Макросреда складывается из следующих элементов: 1)технологическая среда, 2) экономическая среда, 3) социокультурная среда, 4) политико-правовая среда, 5) природная среда. Технологические факторы - это технические и технологические нововведения в банковской сфере, позволяющие сделать банковскую деятельность более эффективной ( ускорить платежи, автоматизировать некоторые операции и т. п. ). Экономические факторы , такие как рост или спад производства, устойчивое денежное обращение или инфляция и рост неплатежей, снижение или повышение уровня жизни, оказывают непосредственное влияние на состояние банковского рынка и, следовательно, на состояние отдельных банков. Влияние социокультурных факторов выражено в изменении демографической ситуации, а отсюда изменения ассортиментной политики банка, в изменении общественно-культурного сознания или сохранении прежнего менталитета, что требует от банка осторожной разъяснительной рекламной политики, и т. д. Политико-правовые факторы достаточно сильно изменяют положение в экономике и банковской сфере, что необходимо учитывать при формировании стратегии, а для этого требуется хорошо ориентироваться в законодательстве и текущей политической ситуации. Природные факторы оказывают меньшее влияние на банковскую отрасль, чем на отрасли производства, но современная модель социально-этического маркетинга предполагает необходимым их учет не только для поднятия престижа (выступления против загрязнения окружающей среды), но и с коммерческой целью, так как все отрасли экономики взаимосвязаны и в конечном итоге зависят от состояния природной среды. ............ |