Часть полного текста документа:Программа вступительных экзаменов по обществознанию в 2004г. (МГУ) Основой данной программы служит примерная программа вступительных экзаменов по обществознанию, разработанная Минобразованием России. В процессе экзамена абитуриенты должны показать знание основных вопросов, изученных в школьных обществоведческих курсах, и обнаруживать способность: определять основные понятия, указывая на отличительные существенные признаки объектов, отображенных в данном понятии; сравнивать изученные социальные объекты; объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние; приводить собственные примеры, пояснять изученные теоретические и социальные нормы на соответствующих фактах; давать оценку изученных социальных объектов и процессов, высказывать суждение об их ценности, уровне и значении; анализировать как количественно, так и качественно основные показатели, характеризующие общественные явления. I. Специфика обществознания и основные этапы его развития. Науки об обществе и науки о природе: их сходство и различие. Становление научного обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли. Воззрения на общество в эпоху Нового времени. Крупнейшие мыслители в обществознании XIX- начала XX вв. Основные направления современной общественной мысли. II. Человек, общество, история. Мир человека и мир природы. Понятие социальной реальности. Причины и основные этапы возникновения человека. Биосоциальная природа человека. Общество и личность. Деятельность людей и поведение животных. Мышление и речь. Труд. Потребности и интересы людей. Цели и средства человеческой деятельности. Сознательное и бессознательное в поведении людей. Мотивы поведения и типы человеческой личности. Свобода и необходимость, планомерное и стихийное в человеческой деятельности. Социальная саморегуляция. Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Общественные отношения. Понятие и функции культуры. Типы социальных групп. Социальные институты. Роли и статусы людей в системе общественных отношений. Социальная дифференциация, стратификация и мобильность. Общество. Законы строения, функционирования и развития общества. Общество как целостная система. Необходимые сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Материальное и духовное производство, их функции и роль в жизни общества. Цели и задачи социального управления. Власть как инструмент управления. Власть и господство. Типы господства. Понятие политики, ее место и роль в общественной жизни. Общество и государство. Происхождение государства. Государственно организованные общества. Государство как институт социального управления. Понятие социальной сферы, ее место и роль в жизни общества. Исторические типы общества. Формационный и цивилизационный подходы к истории человечества. Понятия первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций. Современные споры о сущности социализма. Гражданское общество. ............ |