Часть полного текста документа:Производство служебного расследования по установлению причин транспортных происшествий Б.Н. Дудышкин Среди событий, угрожающих безопасности нашего общества, значительное место занимают происшествия природного и техногенного характера. В зависимости от последствий случившегося органами исполнительной власти различных уровней, как правило, создаются специальные комиссии по расследованию указанных событий, в задачу которых входит установление обстоятельств и причины случившегося, размер последствий, выяснение вопроса, можно ли было предотвратить событие. Несмотря на многолетний опыт работы таких комиссий, в правовой науке этот феномен не нашел должного отражения, хотя их деятельность осуществляется в рамках юридического процесса. В соответствии со ст. 9 и 10 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" функции обеспечения безопасности выполняют органы исполнительной власти. Безопасность и её обеспечение относятся к административно-правовым категориям. Следовательно, работа комиссий, о которых говорилось выше, регулируется, в основном, нормами административного права, а также административного процесса. Расследование, производимое органами исполнительной власти, относится к группе позитивных юридических процессов, в которую входит и управленческий процесс (профессор С.Н. Махина). С.Н. Махина определяет управленческий процесс "как деятельность лишь одной из систем органов государственного управления - органов исполнительной власти и иных органов, наделенных соответствующими полномочиями, реализуемую в определенных административным законодательством правовых формах. И.В. Панова, основываясь на трудах правоведов В.М. Горшенева, П.Е. Нейбайло, Ю.И. Мельникова, для уяснения понятия юридического процесса приводит унифицированное определение процессуальной формы как специфической юридической конструкции, "представляющей собой единство совокупности необходимых требований, предъявляемых к действиям участников процесса и нацеленных на оптимизацию достижения конкретного материальноправового результата". Конструкция процессуальной формы выражает действия участников процесса и их последовательность: - стадий процесса; - цели и принципы деятельности; - круг участников процессуальных отношений, их полномочия; - властные акты; - процессуальные сроки, подведомственность дел; - виды и источники доказательств; - гарантии соблюдения законности и обоснованности принимаемых актов; - санкции процессуального и иного характера; - возмещение расходов, связанных с осуществлением процессуальных действий. Как уже было сказано, структура юридического процесса (а, следовательно, и управленческого) состоит из производств и совокупности последовательных процедур (стадий). Признаки, свойственные для позитивного юридического и управленческого процессов, в полной мере присущи процессу расследования событий природного и техногенного характера. Постараемся в пределах журнальных возможностей показать природу (сущность) производства расследования событий природного и техногенного характера в сфере самого многочисленного по количеству происшествий (с тяжкими последствиями) транспорта. За основу возьмем железнодорожный, водный и воздушный транспорт. ............ |