Первые годы текущего десятилетия стали тем рубежом, когда страны СНГ приступили к восстановлению своей экономики после кризисного спада в 1990-е гг. В настоящее время многие из них восстановили объемы ВВП дореформенного периода (1990-1991 гг.), а Россия и Украина завершают послекризисное восстановление. Экономическое положение большинства государств Содружества в последние годы улучшилось.
Рассматриваемый период характеризуется продолжением рыночных преобразований. Однако их темпы и масштабы по странам неодинаковы. В 1990-е гг. во всех этих странах просматриваются такие общие черты реформ, как либерализация, большее или меньшее разгосударствление экономики, расширение рыночных отношений. Наблюдается усиление различий в формируемых странами рыночных механизмах. Значительные изменения в приоритетах и механизмах реформ произошли в России. Одновременно более четко обозначились особенности реформ, проявлявшиеся в странах еще в 1990-е гг. Если оценивать текущий курс (тактику) реформ последних лет по критерию общего состояния экономики, то он, как правило, выглядит более успешным. Это относится не только к России.
Как и в предшествующее десятилетие, огромное влияние на экономическое положение стран оказывал политический фактор. Но если вследствие распада СССР государственная власть в новых независимых государствах оказалась ослабленной, в том числе в отношении возможностей государственного регулирования экономики и формирующихся рыночных механизмов, то затем произошло ее укрепление и консолидация.
Во многих странах (Россия, Белоруссия, Казахстан, государства Средней Азии) укрепление экономики сопровождалось усилением (в разной степени) автократических тенденций.
Неоднозначен ответ на вопрос о вкладе в восстановление экономики стран самой организации СНГ. С одной стороны, нельзя отрицать определенного положительного влияния сотрудничества ставших независимыми бывших союзных республик в новой организации. В то же время известна критическая оценка деятельности этой организации ее участниками. Новые независимые государства проявляют интерес прежде всего к расширению торговли и сотрудничества с развитыми странами Европы, Японией, Китаем и в меньшей мере - в рамках самой организации; доля взаимного товарооборота в сравнении с советским периодом сократилась. Цели, объявленные при создании СНГ (формирование общего экономического пространства, налаживание эффективного сотрудничества и разработка его механизмов, проведение согласованной социально-экономической политики), так и не достигнуты. Подтверждением слабости организации является то, что по некоторым странам нет официальных статистических данных. При анализе ВВП нами используются относительные показатели (темпы роста и прироста, структурные соотношения), абсолютные данные, на базе которых они исчислены, взяты из сборников Статкомитета СНГ о национальных счетах стран (1) .
Темпы роста и структура формирования ВВП. В рамках программы международных сопоставлений Статкомитет СНГ и Росстат координировали работу по сопоставлению объемов и структуры ВВП стран СНГ за 2000 г., в котором в качестве сопоставимой валюты применялся российский рубль (не участвовала Украина, отсутствуют данные по Узбекистану) (2). ............