ПРОКУРАТУРА. КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
Прокуратура
В системе государственных органов прокуратура занимает особое место. Прокуратура не относится к органам законодательной, исполнительной или судебной власти, хотя выступает от имени государства и наделена государственно-властными полномочиями. В соответствии со статьей 125 Конституции надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
Основными направлениями в деятельности прокуратуры являются: надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, укрепление законности в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.
Законом о прокуратуре Республики Беларусь от 29 января 1993 года предусмотрено, что органы Прокуратуры:
1) составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь;
2) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, средств массовой информации, политических, иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь;
3) принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;
4) взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;
5) действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны (ст.5).
Прокуратура является независимым государственным органом. Гарантии независимости прокуратуры выражаются в том, что воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью принудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность. Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных в Законе о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой или расследованием. ............