Часть полного текста документа: Промышленные предприятия и охраняемые природные территории: современные подходы к решению задачи сокращения воздействия Продолжительное развитие хозяйственной деятельности во всем мире на современном этапе привело к осознанию важности гармонизации взаимоотношений человека с окружающей средой, первостепенности вопросов сохранения биосферы и природных процессов, обеспечивающих ее равновесие. Проблема ограниченности как природных ресурсов, так и способности среды обитания к самоочищению уже нашла проявление в виде деградации природных ландшафтов, истощения вод и почв, утраты многих объектов флоры и фауны. При этом общество не готово к снижению темпов социально-экономического развития. Разрешить сложившееся противоречие призвана концепция устойчивого развития, предполагающая рациональное, разумное использование природных ресурсов и произведенных из них продуктов, поддержание баланса между необходимостью производить и потреблять и требованием сохранения естественной среды обитания, не только пригодной для жизни, но и сохранившей социо-культурную, эстетическую ценность [1]. Устойчивое развитие невозможно представить без системы охраняемых природных комплексов. В законодательстве Российской Федерации особо охраняемые природные территории определены как "участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны" [2]. В России переход от преимущественного строгого заповедания, запрета развития каких-либо видов хозяйствования на охраняемых территориях, к компромиссному, "мягкому" регулированию природопользования проявился в создании системы национальных и природных парков. С точки зрения близости целей и задач охраны к таким территориям ограниченного хозяйственного использования примыкают многочисленные водоохранные зоны, береговые линии, заказники. Компромиссная позиция национальных парков, сочетание природоохранных и хозяйственных функций, при всей ее сложности и неоднозначности открывает уникальные возможности для экспериментального внедрения новых рыночных методов экологического регулирования [3]. Речь идет о таких инструментах, как экологический менеджмент и экологическое аудирование, внедрение систем менеджмента качества и экологического менеджмента, отвечающих требованиям международных стандартов серий ISO 9000 и ISO 14000. Эти международные стандарты носят добровольный характер, одновременно представляя собой рыночные механизмы повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Более того, они с успехом могут использоваться в маркетинговых целях [4] (в том числе, в порядке развития экологического маркетинга), что создает перспективы гармонизации целей хозяйствующих субъектов (производство экологически целесообразной продукции и повышение конкурентоспособности на рынке) и национальных парков (например, предоставление рекреационных услуг на территории, где воздействие гарантированно ограничено). ............ |