МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Историко – филологический факультет
Кафедра «Всеобщей истории»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: «Просветители второй половины ХIХ века»
Выполнила студентка 4 курса
з/о «историко - филологического» факультета, специальности
«история - география»
Тарашкевич К.П.
Научный руководитель: кандидат
исторических наук, доцент
Бурханова Д.С.
Допущена к защите Протокол от
Зав. кафедрой, кандидат исторических
наук, доцент
Кожакеева А.Т.
Алматы, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
І. Введение
ІІ. Глава 1 Социально – политические и экономические условия развития Казахстана второй половины ХIХ века
1.1 Политическое и экономическое положение Казахстана во второй половине Х1Х века.
1.2 Влияние или последствия присоединения Казахстана к России на развитии просветительства
Глава 2. Жизнь и творчество просветителей Казахстана во второй половины Х1Х века
2.1 Творчество Чокана Чингисовича Валиханова.
2.2 Вклад Ибрая Алтынсарина
2.3 Жизнь и творчество Абая Кунанбаева
Заключение
Список использованной литературы
I. Введение
Актуальные проблемы просветительства, а так же интерес к жизни и творчеству исторических личностей, их вклад в развитие государства всегда вызывал интерес.
В словаре русского языка просветитель – тот, кто распространяет знания, просвещение. [1]
Президент Республики Казахстан отметил, что последовательное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» обеспечило надежную основу для дальнейшего прогресса нашей страны и ее ускоренной всесторонней модернизации. Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, мы должны решить десять главных задач», - сказал Н.Назарбаев. Одна из десяти задач – современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. История знает немало ярких примеров того, как объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба - отметил Н.Назарбаев.
Во все времена проблемы просветительства, развития культуры, образования, экономики страны были актуальны.
Примером тому могут служить жизнь, деятельность таких великих исторических личностей, просветителей второй половины XIX в. Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абай Кунанбаева.
Чокан Валиханов, отвергая мусульманское просвещение как религиозный дурман, призывал казахов принять передовую русскую культуру, русское образование. «Мусульманские законы, - писал он, никогда не были приняты казахами и были введены в степь путем правительственной инициативы вместе с прелестями внешних приказов… Что же может ожидать свежая и восприимчивая казахская народность татарского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства…Вообще казахскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, пока пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский»[2].
Ч.Валиханов доказывал, что казахи «связаны с русскими исторически, даже кровно»[3].
Абай Кунанбаев также неустанно пропагандировал русскую культуру и науку. ............