Часть полного текста документа: ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ Дипломная работа на тему: "Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки". Выполнил студент 5 - го курса: факультета культурологии Воробьев К.А. Научный руководитель: Копылов А.Н., д.и.н., профессор Москва, 2000 г. Содержание. Введение. стр.3-7 Глава 1. Формирование мировоззрения декабристов: 1.1. Причины возникновения революционных взглядов у будущих декабристов стр.8-14 1.2. Проблемы образования и воспитания детей в программных документах декабристов стр.15-29 Глава 2. Идейная эволюция декабристов после 1825г. и их отношение к просвещению народов Сибири стр.30-40 Глава 3. Просветительская деятельность декабристов в годы сибирской ссылки. стр.41-54 Заключение. стр.55-58 Список использованной литературы. стр.59-60 Введение. 174 года назад в России произошло событие, которое обозначило новую полосу ее исторического развития. Восстанием декабристов началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу. Большинство деятелей декабризма отличал энциклопедический интерес к науке, литературе, искусствам. О широте кругозора декабристов свидетельствует все их наследие - книги, статьи, письма, мемуары и большой массив еще не опубликованных архивных материалов. Так, член Северного общества Г.Батеньков, по образованию инженер, известен как автор первой русской книги о дешифровке египетских иероглифов. Он же сочинял стихи, оставил статьи и заметки по вопросам философии, эстетики, истории, математики, этнографии. Николай Бестужев, литератор и живописец, увлекавшийся многими отраслями знаний, считал стремление к универсализму одной из примет своего поколения: он утверждал, что и художник должен выходить за пределы своей профессии, он "должен быть и историком, и поэтом, и наблюдателем (то есть исследователем)".1 Но дело не только в том, что отдельным декабристам принадлежат те или иные произведения в области культуры, науки, искусства, и не в их универсализме. Декабристы считали, что само по себе обладание знаниями еще не является решающим критерием общественной ценности человека. Тот же Н.Бестужев писал: "Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам".1 Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путём была оборвана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади. ............ |