Содержание
Введение
I глава. Теоретические основы изучения проблемы развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
§1. Физиологические механизмы развития тактильного (осязательного) восприятия
§2. Компенсаторная роль осязания при зрительном восприятии изображений предметов
§3. Особенности кожной чувствительности слепых и слабовидящих дошкольников
§4. Формирование обобщённых образов предмета окружающей действительности
§5. Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
II глава. Методологические основы обучения навыкам тактильного (осязательного) обследования предметов и явлений окружающей действительности
§1.Анализ программы по ознакомлению с окружающими предметами и явлениями, развитию осязания для слабовидящих детей
§2. Коррекционная значимость занятий по ознакомлению с окружающим для слабовидящих детей
§3. Содержание и методы коррекционной работы по развитию тактильной чувствительности
§4. Приёмы тактильного обследования предметов и явлений окружающего мира
§5. Самомассаж рук и упражнения на сцепление пальцев рук
§6. Виды предметно-практической деятельности, способствующие развитию тактильной чувствительности
§7. Дидактические игры и упражнения, способствующие формированию навыков тактильного обследования предметов и явлений окружающей действительности
III глава. Практическая
§1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента
§2. Содержание и методика формирующего этапа опытно-практической работы
§3. Контрольный этап и его результаты
IV. Заключение
V. Используемая литература
Введение
Дети с нарушением зрения, поступающие в детский сад, имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: форму, цвет, величину, пространственное положение. В связи с этим важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства.
Монокулярный характер зрения детей со зрительной патологией создаёт свои специфические трудности в правильном восприятии окружающей действительности. Неполнота, неточность, фрагментарность, замедленность зрительно-пространственной ориентировки предопределяет общую обеднённость представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Поэтому, наиболее важной и актуальной проблемой педагогов специализированных дошкольных учреждений является формирование у детей с патологией зрения точных и реальных представлений об окружающем мире. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён. Чтобы помочь выше изложенной проблеме, необходимо дополнить неправильные зрительные представления о предметах и явлениях окружающей действительности информацией, полученной с других анализаторов. В процессе восприятия предметного мира слепые и слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы. С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения. ............