Задание 1 (теоретическое). Заполнить таблицы 1, 2.
Таблица 1
Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Много Много, но товар каждого из продавцов имеет существенные отличия (имеет место защита товаров патентами) Мало (2-8) Один Вид продукта Однородный и взаимозаменяемый Не вполне взаимозаменяем, отличается качеством, потребительским предпочтением и т.д. Как однородные и взаимозаменяемые, так и отличные друг от друга Демпинговый товар Контроль за ценами На основе закона спроса и предложения На основе закона спроса и предложения Определяется спросом и конкурентоспособностью Определяется производителем Условия вступления в рынок Открытый доступ Открытый (легкий) доступ Доступ затруднен Доступ блокирован Неценовая конкуренция Очень сильная Сильная Слабая Отсутствует Пример Международный рынок таких товаров, как цветные металлы, лес, руда и т.п. Фирмы, реализующие товары марочных наименований, товары класс «люкс» и т.п. Крупные фирмы по продаже электроники, автомобилей и т.п. Предприятия и фирмы, регулируемые государством, местной администрацией.
Таблица 2
ЦЕНОВОЙ СЛОВАРЬ
(расшифровать слова и понятия)
№ Слово, понятие Значение 1 Активное ценообразование Установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и целевого уровня прибыльности операций 2 Зонтик цен Поддержание цены на определенном уровне, установленном фирмой-лидером. 3 Нейтральная стратегия ценообразования Применима на всех фазах жизненного цикла, кроме упадка и наиболее типична для большинства предприятий, рассматривающих получение прибыли, как долгосрочную политику. 4 Параметрическое ценообразование Установление цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. 5 Пассивное ценообразование Установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием ценовых решений конкурентов 6 Политика фиксированных цен Свобода предприятия в установлении цен ограничивается не только потребительским спросом, рыночной ценой и участниками каналов товародвижения, но и государством. Государство может фиксировать цены. Общая формула фиксирования цены чрезвычайно проста: цена предприятия = цена фиксированная. 7 Политика цен Общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги, например поддержание цен, ниже, чем у конкурентов, для обеспечения ускоренного темпа продаж и завоевания дополнительной доли рынка. 8 Премиальная цена Наличные выплаты конечному потребителю, купившему товар в розничной торговле, фирмой-производителем товара. 9 Тактика ценообразования Заранее просчитанные возможные риски. 10 Цена базисная Цена товара стандартного качества, исходя из которой, устанавливается цена на товар более высокого или более низкого качества. 11 Цена безубыточности Цена товара, при которой производственная фирма может лишь возмещать свои издержки. 12 Цена валовая Цена, включающая стоимость перевозки, страхования и различные другие расходы. 13 Цена восстановленная Цена, достигшая прежнего уровня после ее понижения или повышения. 14 Цена государственная Жестко регламентируемые цены, устанавливаемые государством. 15 Цена действительная Фактическая цена, по которой совершаются сделки. 16 Цена демпинговая Цена ниже себестоимости - (бросовая) цена. ............