Часть полного текста документа:Процессный подход к управлению персоналом Татьяна Давидченко, руководитель службы управления персоналом ОАО "ПО Элтехника", г. С.-Петербург Важнейший ресурс - кадровый (Human Resources, HR) - должен работать на результат, нужный компании. Добиться этого стремится служба управления персоналом любого предприятия. Татьяна Вячеславовна Давидченко рассказывает об одном из возможных подходов к решению задачи. Для большинства российских предприятий сегодня характерна функциональная модель управления. Она имеет ряд существенных недостатков, поэтому общемировой тенденцией развития менеджмента является применение процессного подхода к управлению. В основе этого подхода лежит взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание здесь уделяется процессам, которые объединяют отдельные функции и направлены на достижение конечного результата бизнеса в целом, а не конкретной структурной единицы. Следовательно, процессы, связанные с управлением персоналом, не локализованы в рамках HR-службы, а являются сквозными: проходят через всю организацию, в них активно участвуют как специалисты по персоналу, так и владельцы самих бизнес-процессов - руководители подразделений. Бизнес-процесс управления HR В рамках процессного подхода необходимо спроектировать бизнес-процесс управления HR и организовать его эффективное управление. На практике это выглядит следующим образом: регламентация бизнес-процесса; определение показателей его результативности и эффективности; управление процессом; контроль и улучшение процесса. В ОАО "ПО Элтехника" система управления персоналом регламентирована документами бизнес-процесса "Подготовка и обеспечение компетентности персонала", т.е. соответствующими инструкциями и положениями. Определены подсистемы бизнес-процесса: подбор и адаптация персонала; оценка уровня квалификации и потенциала сотрудников; мотивация персонала; обучение и развитие персонала для поддержания требуемого уровня компетентности; оценка результативности обучения; ведение документов и записей об образовании, навыках и опыте персонала. ПАРАМЕТРЫ Разработаны измеряемые и контролируемые параметры бизнес-процесса: коэффициент текучести персонала (Кт); коэффициент закрытия вакансий (Кз); коэффициент результативности адаптации (Ка); коэффициент результативности обучения (Ко); коэффициент компетентности персонала (Кк). Оценка результативности процессов по этим критериям осуществляется руководителем Службы персонала с периодичностью один раз в квартал. В качестве примера ниже приведены расчеты коэффициентов текучести, закрытия вакансий и результативности адаптации. Коэффициент текучести рассчитывается отдельно для каждой категории сотрудников (для рабочих, специалистов и т.д.) по формуле: где N1 - количество сотрудников уволенных за период; N - среднесписочная численность за период. Коэффициент закрытия вакансий определяется по формуле: где V1 - количество вакансий на начало периода; V2 - количество вакансий, открытых в текущем периоде; V3 - количество закрытых вакансий; V4 - количество снятых вакансий. Коэффициент результативности адаптации находят по формуле: где А1 - количество человек, успешно завершивших адаптацию в текущем периоде; А - количество сотрудников, вновь принятых в текущем периоде. Все перечисленные коэффициенты имеют фиксированные числовые значения - нормативы, установленные с учетом специфики предприятия. ............ |