Часть полного текста документа:Прыжковые упражнения на мягкой опоре как одно из средств снижения ударной нагрузки на стопу и общего укрепления организма Е.Б. Брянчина, Российская государственная академия физической культуры Стопа выполняет три важнейшие функции - опорную, рессорную и локомоторную. Нарушение сводчатости стопы ведет к ряду неблагоприятных изменений в опорно-двигательном аппарате [1]. Нагрузки, под воздействием которых находится стопа, оказывают существенное влияние на ее формирование. Допустимые нагрузки ведут к рациональным адаптационным процессам, а чрезмерные - вызывают непоправимые нарушения [8, 9]. При адекватной нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по окончании ее с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное положение. Если нагрузка длительна и чрезмерна, то это ведет к переутомлению и опущению сводов [1, 5]. Одной из главных причин статического плоскостопия, отмеченной всеми специалистами в этой области, является слабость мышечно-связочно-го аппарата вследствие низкой двигательной активности, которая в свою очередь отражается на общем физическом состоянии детей. При изучении двигательного режима дня школьников установлено, что дети недополучают физической нагрузки до 25-40% [7, 11]. И даже введение ежедневных занятий по физической культуре в общеобразовательной школе не восполнит дефицита двигательной активности. Следовательно, в содержание уроков необходимо включать нестандартные, более эффективные физические нагрузки, увеличивающие активность школьников. Для укрепления сводов стопы на учебных занятиях рекомендуют использовать упражнения, относящиеся к разряду общеразвивающих, разновидности ходьбы, а также специальные [5, 10, 12]. Однако большинство из них оказывают только локальное воздействие. В отличие от них прыжковые нагрузки оказывают двоякого рода воздействия: локальное - на стопу и общеукрепляющее - на организм в целом. Задействуя большое количество мышечных групп (около 80%), прыжки оказывают сильное тренировочное воздействие на мышечную, сердечно-сосудистую и другие системы организма. Однако при выполнении прыжков увеличивается ударная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, и в частности на стопу, которая может привести к ряду травм и заболеваний [2, 3, б]. При неподготовленности мышечно-связочного аппарата возникают уплощения сводов стопы, ведущие, к заболеваниям вышележащих звеньев, составляющих единую систему [13]. Для гашения ударной нагрузки при выполнении прыжков и приземлении мы предлагаем использовать не жесткую, а мягкую опору, поскольку в этом случае силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связочного аппарата нижней конечности. Тогда как при плоской жесткой опоре происходит перераспределение сил реакции опоры: наибольшая нагрузка как бы сдвигается к медиальной стороне стопы. В результате определенная мышечная часть аппарата конечности систематически перегружается [4]. В задачи нашего эксперимента входило решение вопроса о восприятии стопами детей ударной нагрузки, вызванной прыжками на опорах различной жесткости и приземлениями на опору с разной высоты, а также получение сравнительных характеристик прыжков, выполняемых на этих опорах. В общей сложности в эксперименте приняли участие 120 детей младшего школьного возраста. ............ |