Часть полного текста документа:Психоанализ: зачем, кому и когда это нужно? Сергей Лынов, психоаналитик lynoff@online.ru Любой может рассердиться - это легко. Но быть рассерженным на человека, заслужившего это, в правильной степени, в правильное время, во имя правильной цели и правильным способом - это нелегко. Аристотель, Никомахова Этика Как-то довелось мне быть свидетелем околофилософской дискуссии. Муж-технарь говорил жене-гуманитарию что, вот, мол, почему то, если человек не знает, кто такой Достоевский или Рембрандт и не читал Войну и Мир, то его считают невеждой, но его репутация совершенно не страдает, ежели он не знает что такое электричество и как работает дизель. Под образованностью и культурном уровнем мы почему то понимаем гуманитарную составляющую - хорошо ли человек знает литературу, историю, театр, музыку, живопись, и совершенно нам наплевать, насколько он подкован в технических областях, хотя в повседневной жизни гораздо больше пользы человеку от того, что он может поменять свечи в автомобиле нежели от того, что он знает сонеты Шекспира наизусть. Слушал я все это и подумалось мне о другом... Хоть ты и знаешь как работает синхрофазотрон и чем отличается хокку от танка, - ни то ни другое знание не делает тебя счастливым. Ни гуманитарные, ни технические знания не имеют отношения к тому, как ты чувствуешь себя, что называется, "по жизни", не гарантируют психологического благополучия. В школах и институтах не учат главному - эмоциональной и социальной компетентности. Общество заботится об интеллектуальном багаже и не уделяет никакого внимания развитию эмоциональной сферы. Система образования готовит профессионалов но никто не воспитывает эмоционально зрелых личностей. Воспитание личностей предоставлено случаю. Если встретил ты, скажем тренера, или учителя с большой буквы, или руководителя какого-нибудь кружка, в общем, человека, с которого можно что называется "лепить себя" -замечательно, повезло тебе. А не встретил..... Главная роль в эмоциональном развитии, конечно, принадлежит родителям. В идеале на их примере каждый учится общаться, не нешать нос в неудачах, добиваться своего, радоваться и горевать, ухаживать и флиртовать, увлекаться, дружить и ненавидеть, преодолевать трудности и сопереживать. Эмоциональная зрелость предполагает прежде всего открытость, способность чувствовать и понимать эмоции другого и сопереживать. Главное в формировании эмоциональной сферы как ни банально это звучит - любовь и принятие. Ребенок должен чувствовать, что его эмоции не вызывают у родителей отторжения. Тогда он понимает, что человек на любые чувства имеет право и как бы он себя не вел, родители все равно будут его любить. Ребенок не боится эмоций, не прячет их, он открыт для переживаний и способен формировать межличностную эмоциональную жизнь. Эмоции в этом случае могут жить в отношениях, могут выражаться по отношению к другим людям, они не загнаны в фантазии или соматические расстройства. Хорошо, если родители были достаточно любящими и терпеливыми. Хорошо, если у них было на ребенка время. К сожалению, ситуация такова, что семья часто не может воспитать эмоционально зрелого человека. Родители заняты карьерой или хотят еще пожить для себя, ребенок предоставлен бабушкам, няням или детскому саду. ............ |