МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Курсовая работа
по теме: «Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов»
Выполнила: студентка группы И-67 Сарычева М.П.
Проверила: преподаватель Кибальченко И.А.
Таганрог 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей
1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей
1.2 Изучение творческих способностей в психологии
1.3 Творческие способности и специальность
Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей
2.1 Описание выбранных методик
2.2 Описание выборки
2.3 Этапы эмпирического исследования
2.4 Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность исследования
Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Однако, в прошлом у людей не возникало особой потребности к их научному изучению. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Все большее значение придается интеллектуальному труду работника, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, автоматизируется.
Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется [14].
Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В современном бизнесе способность к творческому мышлению важна практически в любой работе. Карл Роджерс однажды сказал: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» [9].
Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку — нужно лишь суметь раскрыть их и развить [12]. Но как это сделать? Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.
Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. ............