Министерство образования и науки Астраханской области
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
АСТРАХАНСКИЙ ФИЛИАЛ
Психокоррекционная программа по работе с посттравматическими расстройствами
Выполнил: студент 4 курса
психологического факультета
очно-заочной формы обучения
( набор лето 2007)
Новикова А. А.
Проверил: преп.___________
Астрахань – 2011
Психокоррекционная программа по работе с посттравматическими расстройствами
Ниже приведенная психокоррекционная программа подходит при работе с людьми, страдающими посттравматическим стрессом. В частности подходит для военнослужащих, страдающих от последствий пребывания в стрессовых условиях.
Цель: освоение целостной системы психокоррекционной работы с острой травмой, посттравматическими и стрессовыми расстройствами.
Формы работы: мини-лекции, групповые дискуссии, тренинговые упражнения.
Участники обеспечиваются методическими материалами для более глубокой самостоятельной проработки данной темы.
Данная программа предусматривает 4 встречи в среднем по 50 минут.
Занятие №1
Цель: Сформировать психологическую готовность к достижению цели. Подготовительное обучение.
Ход занятия:
1. Установление рапорта.
Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения
Это исходное и базовое условие хорошей коммуникации и сотрудничества, что позволяет сделать любое общение экологичным и результативным. При этом, по мнению специалистов, по нейролингвистическому программированию, именно установление глубокого раппорта с клиентом является основным ( и едва ли не главным) условием осуществления эффективной психокоррекции.
По мнению М. Гриндера (« Исправление школьного конвеера, или НЛП в педагогике»), для полного рапорта достаточно отражать ( по отдельности, а не все сразу) поведенческие характеристики партнёра (клиента) в указанных пропорциях:
Тело (поза) - 50% движений и положений тел
Дыхание - 100% темпа и ритма дыхания
Жесты - 100% основных жестов
Лицо и глаза – 70% направлений взгляда и выражений лица
Язык (голос)- 100% темпа и тона речи
Формы и виды раппорта:
Согласно Г. Олдер и Б. Хаузер (« НЛП – полное практическое руководство»), вы можете устанавливать раппорт, добиваясь подстройки по следующим параметрам.
• Физиология: поза и телодвижения.
• Голос: тон, темп речи и прочие характеристики.
• Язык и образ мышления ( точнее, его характер): используемый словарь и соответствующая система представления.
• Убеждения и ценности: то, во что люди верят и считают важным.
• Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.
• Дыхание: утончённое, но очень мощное средство подстройки.
Занятие №2
Цель: Устранение последствий пребывания в стрессовой среде.
Ход занятия:
1. Решение возможной проблемы нарушения сна.
Трудности при засыпании военнослужащего, являются сравнительно незначительными нарушениями и, как правило, проходят через несколько дней, после возвращения из боевой обстановки. Трудности засыпания, связаны, как правило, с неосознаваемым поиском боевых звуков (звуков перестрелки, артиллерийских выстрелов и т. п.), которые были характерны при пребывании в «горячей точке», а в мирных условиях – отсутствуют. ............