Часть полного текста документа:Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития Никишина В.Б., Курск, КГМУ Лейтмотивом выводов отечественных психологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких условиях, которые соответствуют состоянию ребёнка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в этих условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений о них. На этом основании результаты проведенного комплексного экспериментально-психологического обследования детей с ЗПР с использованием современного аппарата многомерной статистики позволяют выделять существенную информацию в структуре связей психологических особенностей детей названной категории. Проведенное экспериментально-психологическое исследование познавательных особенностей детей с задержкой психического развития с использованием многомерного анализа позволило выделить существенные связи между изучаемыми познавательными процессами: вниманием, памятью и мыслительными процессами. В качестве психологического материала были использованы методики: исследование внимания и умственной работоспособности ("Корректурная проба"); исследование опосредованного запоминания (по Леонтьеву А.Н.); исследование логической функции мышления ("Существенный признак"); исследование аналитико-синтетической деятельности ("Исключение понятий") (см.Методические указания по применению соответствующих методик). На основании полученных результатов многомерного анализа данных эксперементально-психологического исследования детей с ЗПР были выявлены специфические связи в структуре познавательных особенностей, которые могут быть использованы в системе психокоррекционной работы специалистов. На основании результатов, полученных в ходе экспериментально-психологического исследования познавательных особенностей детей с ЗПР (Таблица 1) можно определить ведущие направления психокоррекционного воздействия при исследовании когнитивной сферы ребёнка. Таблица 1 Значимые коэффициенты корреляции показателей познавательных особенностей детей с ЗПР (r/5%=0,359, ? =0,05 ) Показатели 1 2 3 4 5 1.Показатель концентрации внимания 1,00 2.Показатель опосредованного-непосредственного запоминания - 1,00 3.Показатель произвольного-непроизвольного запоминания 0,35 0,8 1,00 4. Показатель логичности мышления - - - 1,00 5.Показатель обобщения мышления - 0,29 0,3 - 1,00 Из данных, приведенных в Таблице 1, видно, что наиболее выраженной является связь между показателями соотношения произвольного - непроизвольного и опосредованного - непосредственного запоминания, а также между показателями уровня логичности и уровня обобщения. Таким образом, представленные результаты дают основание для эффективного построения разработки коррекционных программ. Идея коррекционной работы должна строится на идеи использования компенсаторных функций в случаях выраженного нарушения какого-либо одного из познавательных процессов. Для практической психологии это означает, что развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти и мыслительных процессов. Противоречия в развитии ребёнка могут быть обнаружены только при комплексной оценке всех проявлений личности, поэтому изучение самооценки, ценностных ориентаций является логическим продолжением исследовательской работы. Полученные в ходе экспериментального изучения результаты свидетельствуют, что степень сформированности личностных особенностей детей с ЗПР взаимосвязана с познавательными особенностями. ............ |