Часть полного текста документа:Психолог в системе образования: проблемы подготовки В.А.Мазилов В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение. Долгое время подготовкой психологов занимались университеты, что обеспечивало высокий теоретический уровень специалиста. Психология отличается от других гуманитарных дисциплин особенным многообразием подходов и теорий, существуют десятки теорий мышления, памяти, личности и т.д. Курс общей психологии в университете строится (в пределах раздела) по историческому принципу, в достаточном объеме изучается история психологии. Освоение этих подходов студентами в процессе обучения составляет одну из задач университетской подготовки психолога-специалиста (академическая психология). Заметим, что процесс обучения в этом случае длителен и труден, но позволяет сформировать специалиста-психолога с широким кругозором, свободно ориентирующегося в различных областях психологического знания. В последнее время широко практикуется подготовка психологов по разного рода сокращенным, облегченным программам. При этом сокращению в первую очередь подвергаются теоретические разделы, дающие представление о мультипарадигмальности, многообразии способов описания и объяснения психического. Хуже того, иногда наблюдается тенденция к "непроблемному" "позитивному" изложению (по типу учебника для педагогических училищ). О сколь-нибудь глубоком изучении истории психологии и говорить не приходится. Часто отсутствуют курсы по методологии психологии как науки. Хотелось бы отметить, что при подготовке специалиста-психолога такой подход совершенно неприемлем. В настоящее время психологи достаточно хорошо осознали тот факт, что психологические теории вряд ли стоит делить на "правильные" и "ошибочные". Скорее всего, каждая является своеобразным описанием сложнейшего предмета (точнее, предметов), каждая имеет свою сферу приложения, в пределах которой она имеет такую объяснительную силу, которой не имеет другая. Таким образом, для специалиста-психолога высокого класса характерно владение различными средствами описания и объяснения. "Когнитивное многообразие" - характерная черта настоящего профессионала. Выбор теоретического подхода, позволяющего получить адекватное описание конкретной практической проблемы, представляет собой одну из самых существенных сложностей в работе психолога. При подготовке психологов для практической работы в сфере образования возникает иллюзия, что без академической составляющей можно обойтись, достаточно вооружить обучаемого технологиями деятельности (психодиагностика, консультирование, психологическая коррекция и т.д.). Именно эта идея приводит к организации краткосрочных курсов или изучению практической психологии как второй специальности. Это очень вредная иллюзия, препятствующая подготовке специалиста высокого класса. Это очень опасная иллюзия, так как она способствует превращению психологических методик в "инструмент". ............ |