Психологическая характеристика мышления умственно отсталых учащихся их коррекция
План
1. Общее представление о мышлении умственно отсталых детей
2. Операционный аспект мышления
3. Особенности видов мышления
4. Коррекция недостатков мышления
1. Общее представление о мышлении умственно отсталых детей
Мышление - это познавательный процесс психического опосредствованного отображения свойств объектов и явлений окружающего мира. Выделяют такие свойства мышления : скорость, гибкость, глубину, самостоятельность, обобщенность, критичность и другую; процессы мышления : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и другое, которые могут осуществляться на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления.
В психологии мышление рассматривается как деятельность, успешность которой зависит не только от высокого уровня сформированности когнитивных операций, но и от наличия мотива, который побуждает к познанию; умение производить целеустремленные умственные действия, контролировать их, оценивать результат в соответствии с целью.
Замедленность и инертность хода нервных процессов детерминирует низкую производительность и застывшую познавательной деятельности детей-олигофренов. Они быстро устают от работы, которая требует умственных затрат, и достаточно долго могут удерживать оптимальную работоспособность при выполнении неинтересного, монотонного задания, которое не требует значительной активизации интеллектуальных функций. Это отличает их от учеников с нормальным психофизическим развитием, которые способны преодолеть усталость под воздействием интереса, стремление к успеху, самоутверждению.
Появление трудностей познавательного характера усиливает активность детей с нормальным интеллектом и утомляет и истощает умственно отсталых.
Застывшее мышление оказывается в несостоятельности изменить способ выполнения задания, найти более рациональный путь достижения цели. Если, например, детям с нормальным психофизическим развитием предложить обводить клеточки на листе бумаги, они быстро догадываются, что это можно сделать путем проведения горизонтальных и вертикальных линий. Умственно отсталые дети в подобной ситуации каждую клеточку обводят отдельно.
Мышление детей-олигофренов характеризуется конкретностью и ситуативностью. Это значит, что ребенок может выделить только те свойства предметов и явлений, действую которых она может определенным образом почувствовать. Усвоенные закономерности она привязывает к конкретной ситуации и не переносит на аналогичные. Это происходит из-за того, что все признаки ситуации воспринимаются как равноценные, не происходит дифференциации этих признаков на существенные и несущественные.
Аналогичная задача, которая отличается лишь несущественными характеристиками, воспринимается как совсем новая, что вынуждает искать новые способы решения. И, наоборот, задача, которая существенно отличается от развязанной и подобная ей лишь по второстепенным свойствам, воспринимается как аналогичная.
Критичность мышления учеников с недоразвитым интеллектом также оказывается сниженной. Они не замечают допущенных ошибок, а просьба педагога найти их и исправить может привести до того, что их количество только увеличится. ............