Часть полного текста документа:Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков Н. Н. Мизина Несмотря на многочисленные психологические исследования причин и возможных путей профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков, данная проблема не теряет своей актуальности. Связано это с особенностями социализации подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях. Любое социальное поведение человека всегда оценивается (как им самим, так и другими людьми), сравнивается с некоторыми "стандартами", принятыми в данном обществе или в данной группе, и если оно не соответствует нормам, такое поведение принято считать девиантным. Девиантное поведение представляет собой систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [3]. Таким образом, само понимание девиации носит очень широкий характер, что в свою очередь сказывается на изучении факторов, приводящих к отклоняющемуся поведению. В детской и подростковой психологии заключение о девиантом поведении требует осторожности, ибо суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящихся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития; критериями для суждения о девиантом поведении часто являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются [22]. Актуальной остаётся проблема эффективной психологической коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. В отечественной психологии под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [15, с. 7]. При этом необходимо подчеркнуть, что исправляемые недостатки не являются столь тяжкими, чтобы признать их носителя психически больным человеком, и они не имеют также органической основы, относятся к тем качествам или свойствам, которые способны меняться. Важным шагом разработки эффективной программы психологической коррекции является осмысление причин девиантного поведения ребенка, т. е. формулирование психологических гипотез. В экспериментальной психологии принято выделять две составляющие гипотезы - зависимую переменную (испытывающую влияние) и независимую переменную (оказывающую влияние на зависимую переменную). В практике психологической помощи в ситуации девиантного поведения ребенка или подростка зависимая переменная - это те трудности, с которыми столкнулся человек (например, родитель), те события, которые его волнуют, приведшие его за помощью к психологу. Психологу необходимо выявить суть этих затруднений, сформулировав их как психологическую проблему. Формулировка психологической проблемы заключается в переводе запроса клиента на психологический язык на основе изучения всей информации о клиенте и его ситуации. Например, в ситуации, когда женщина жалуется психологу на то, что ее несовершеннолетняя дочь совсем "отбилась от рук", психологическая проблема может быть сформулирована как девиантное (отклоняющееся от общепринятых норм социализации) поведение дочери этой женщины. ............ |