Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО
Сибирский государственный технологический университет
Факультет : Химико-технологический заочно-дистанционного обучения (ХТФ ЗДО)
Кафедра: Кафедра социальной работы и социологии
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
Психологическая школа в социологии
Красноярск 2011 г.
Содержание
Введение
1.Психологическая школа: основные идеи
2.Школа субъективной социологии. Психологическая школа
Используемая литература
психологический школа социология
Введение
Термин «Психологическая школа в социологии» - это субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19 века. Представители психологических школ искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов).
1.Психологическая школа: основные идеи
Психологическая школа в социологии - субъективно-идеалистические концепции общества, возникшие в конце 19в. Представители школы искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.). Основоположником психологической школы был американский социолог Л. Уорд. Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей). Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.
Другим крупным представителем школы был фр. социолог Г. Тард, считавший основным законом социологии подражание людей друг другу (мода, традиция). Рассматривая подражание как универсальное социальное явление, он пытался объяснить при помощи подражания всю общественную жизнь, в том числе и политическую. Подражание выполняет функции воспроизведения, распространения и унификации изобретений и открытий, обеспечивая тем самым как прогресс, так и одновременно стабильность социальных отношений. Процесс подражания подчинен ряду законов: во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему, во-вторых, низшие всегда подражают высшим. Подражание лежит в основе практически всех социальных феноменов: общественное мнение, обычаи традиции, мода, религия и т.п. Не обошел вниманием Г. Тард и такое явление как толпа, он назвал ее самой «старинной» социальной группой после семьи. Он определяет ее как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. ............