Часть полного текста документа:ПЛАН 1. Введение а) определение символа б) определение стиля 2. Символика архитектуры а) Антика б) Готика в) Барокко г) Модерн 3. Символика интерьера а) символика цвета б) символика формы в) дизайн г) орнамент 4. Символика костюма а) психологическая характеристика костюма б) костюм как характеристика времени в) социальная характеристика костюма г) костюм и технический прогресс д) атрибуты и аксессуары е) цвет в костюме ж) костюм как символ з) костюм проявление стиля эпохи и) мода 5. Заключение "Может показаться, что искусству угрожает опасность потонуть в море разговоров о нем." Рудольф Арнхейм ВВЕДЕНИЕ Когда основной костяк текста реферата был уже завершен, мне на глаза попалась газета "Вечерняя Москва" с опубликованным в ней пространным интервью Главного архитектора г. Москвы. Некоторые положения этой статьи показались мне настолько имеющими непосредственное отношение к теме нашего анализа, что я решил начать свою работу именно с одного из них. Журналист интервьюер описывает, в частности, потрясающую жизненную зарисовку: современный мальчик стоит на Поклонной горе, разглядывая храм новодел его свежеблестящие золотом купола, стройные апсиды, белоснежно кипенные своды, яркие лики святых. Нравится? спрашивает его молодая мамаша. Очень! отвечает сын. На банк похоже !.. Эта история с подменой дома Бога на дом менялы кажется мне ярчайшим и необычайно точным примером инверсии, смещения психологической символики нашего сегодняшнего визуального восприятия. Плохую книгу можно захлопнуть. От плохой картины отвернуться. С плохого концерта или спектакля уйти. Но есть группа искусств, которые воздействуют на людей постоянно и независимо от их желания. Они входят в понятие материальной культуры и связаны с формированием пространственной среды и предметного мира. Встречи с ними нельзя избежать, на них невозможно зажмуриться. Мы сталкиваемся с ними ежедневно и ежечасно, и столь же ежедневно и ежечасно человеческая психология вступает с ними в непосредственное взаимодействие, непрерывно влияя на них и получая от них сильнейшее воздействие. Эти искусства архитектура, дизайн и костюм. Но прежде чем разбираться собственно с каждым из них в отдельности, мне пришлось обратиться к справочной литературе, чтобы более точно понять, что включает в себя понятие символа. Символ в искусстве ( отгреч. symbolon знак, опознавательная примета), универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ); но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого ( ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты), но и разведенные между собой, так что в напряжении между ними и раскрывается символ. ............ |